Многознание уму не научает

От чиновников в сфере образования довольно часто можно слышать: «Для чего доярке «Анна Каренина» и бином Ньютона? И что, производительность труда токаря повысится, если он будет в состоянии «ямб от хорея отличать» и овладеет зачатками математического анализа? А доходы банка разве как-то зависят от знания астрономии и ботаники клерком, отлично владеющим компьютером? А для чего образование, особенно высшее, женщине, которая, быть может, нарожает много детей и посвятит жизнь их воспитанию, ни дня не поработав по полученной в вузе специальности учителя литературы? Всё, что лежит за пределами профессиональных задач, обществу и государству не нужно, платить за это не надо, в крайнем случае за подобные излишества пусть платят «родители или лица их замещающие».

ВЛАСТЬ ИМУЩИМ необходимо лишь то, что будет способствовать росту производительности труда, росту прибавочной стоимости и увеличению прибыли, а для этого не только не надо «всех тех богатств, которое выработало человечество», не надо даже среднего образования.

Однако следует понимать, что включение молодёжи в жизнь общества (производственную, общественно-политическую и культурную деятельность) требует, чтобы подрастающие поколения овладели необходимыми знаниями, умениями, навыками, накопленными человечеством в процессе социально-исторического опыта. Но овладеть всем этим мешают, с одной стороны, поощряемое развитие оккультных наук и широкое использование в учебном процессе современных информационных и компьютерных технологий, в том числе и интернет-сайтов, — с другой.

Почему оккультные науки и ремёсла препятствуют образованию?

В современном обществе ничем и никем не сдерживается развитие разного сорта оккультных наук — хиромантии, уфологии, астрологии, ясновидения, гадания, колдовства, знахарства и других паранормальных мифологем. Некоторые из них даже пытаются использовать в качестве обязательных дисциплин для изучения в учебных заведениях. По телевидению интервьюируют магов, колдунов, гадалок, новоиспечённых пророков, прорицателей, шарлатанов, ясновидящих, служителей церкви и прочих мистификаторов. И как результат — в обществе появилось довольно много людей, которые верят в бога, амулеты, обереги и привороты, снятие и наведение порчи, предсказания судьбы и гороскопы, чудесные исцеления, мгновенное обучение языкам, музыке и менеджменту и т.д. И это всё препятствует повышению образованности общества.

Почему электронное обучение препятствует образованию?

Во-первых, современные информационные технологии позволяют любой текст набирать на компьютере с использованием клавиатуры, а затем и распечатывать его. Отсюда отпадает необходимость учиться писать. И если посмотреть на почерк студентов, то нетрудно заметить, что некоторые из них уже разучились это делать.

Во-вторых, при электронном обучении доминируют «шаблонные» процессы «принятия решений» в условиях неизменной итоговой формулировки, когда исходные данные, вопросы и цели дают студентам уже в готовом виде. И так как при этом обратной связи нет, то и электронное обучение просто не способно ставить перед студентами задачу усмотреть актуальность проблемы, подметить её специфические особенности или сформулировать её в оригинальной постановке. Такое можно достичь, как показывает практика обучения, только при наличии человеческого фактора в лице преподавателя.

В-третьих, при регулярном чтении в Интернете, где русский язык искажается, используемые там лексические, орфографические, синтаксические формы со временем всплывают не только в обыденной устной речи, но и в письменной. Уже сегодня значительная часть молодёжи не умеет двух слов правильно связать по-русски. Немудрено, ведь речь и мышление формируются чтением.

В-четвёртых, при электронном обучении проверка знаний предусматривает введение системы тестирования, то есть получения стандартных ответов на заготовленные вопросы. Однако система тестирования не способствует построению познавательной ситуации, обоснованию и развёртыванию своих мыслей у учеников. Она вынуждает их просто вспоминать нужные ответы. Отсюда понимание предмета — главная цель учебного процесса — постепенно уступает место механическому запоминанию.

В-пятых, насаждение тестов идёт повсеместно, и это мировая тенденция, ибо тестирование является условием компьютеризации и электронизации образования, к которым как раз подошёл технический прогресс. А компьютеры, даже самые совершенные, понимают только однозначные решения. И в этом недостаток электронного обучения. Однако компьютеризацию обучения, которое стремится быть автоматическим, оспаривать трудно. Трудно уже потому, что машинное мышление эффективнее «кустарного», человеческого как в вычислениях, так и в объёме и быстроте обрабатывания словесной информации. При этом самому человеку надо не столько иметь знания, сколько знать, откуда их взять. Быть компетентным — знать, куда надо «кликнуть» и что скачать. И тогда найти можно почти всё. Хотя сам по себе, без компьютера, человек становится примитивным, перестаёт понимать, что читает, не случайно в развитых странах распространяется так называемая функциональная безграмотность.

Безусловно, электронное обучение развивает некоторые способности, даёт определённые знания, формирует соответствующие навыки, подготавливает к профессиональной деятельности, но не образовывает в широком смысле слова. Это объясняется тем, что в условиях электронного обучения студент имеет возможность получать множество различных сведений по интересующей теме. Но множество сведений (то есть информация) не есть ещё знания. Это элементарная осведомлённость, не всегда ведущая к развитию знания. Проще говоря, осведомлять — это не значит развивать знание. Именно поэтому в современном мире наблюдается дефицит широко образованных людей (специалистов), способных мыслить на уровне проблем, а не задач, способных самостоятельно ставить проблемы и оптимально разрешать их в тесной взаимосвязи с реалиями и прогнозом последствий.

Образование — это результат усвоения систематизированных знаний, навыков и умение их применять на практике. Обучение — это не технический процесс, регулируемый механическим путём в условиях широкого применения современных информационных и компьютерных технологий, а процесс мыслительный, требующий интеллектуальной гармонии и связи преподавателя с аудиторией.

Процесс обучения ошибочен, когда предполагают, будто всё заключается в приобретении знаний, забывая, что гораздо важнее организовать эти знания и что для их организации требуются время и самостоятельное мышление. Дорого не то знание, которое накапливается, как умственный жир, а то, которое может переработаться в умственный мускул. Учёность сама по себе сообразительности нашей не увеличивает. Напротив, обременяя наше внимание, она может уничтожить последнюю нашу сообразительность. Огромная масса познаний, если она не переработана собственным мышлением, не так ценна, как значительно меньшее количество сведений, глубоко и многосторонне продуманных.

По моему глубокому убеждению, образовательные отношения в учебном процессе, как говорят философы, — это отношения субъект-субъектные. Они существуют там, где личность воздействует на личность. Там же, где оказывают услуги, где функция взаимодействует с функцией, возможны дрессировка, отчасти даже обучение, но только не образование в широком смысле слова. Именно поэтому ЕГЭ и система тестирования не развивают, а затормаживают мышление обучающегося, что отрицательно влияет на приобретение знаний, умений и навыков через учебный процесс.

Так как субъект-субъектные отношения в образовательном процессе происходят в учебных заведениях, то закрытие, объединение и перепрофилирование их под видом «оптимизации» нельзя считать правильными. Этим действиям, которые происходят без согласования с населением, следует поставить заслон.

Именно поэтому по решению коммунистов был создан Совет по науке и образованию при Приморском региональном отделении КПРФ, чтобы объединить заинтересованных лиц и вместе отстаивать право на получение обучающимися полноценного образования в учебных заведениях (школах, лицеях, вузах и т.д.). Всех, кто разделяет нашу тревогу о судьбе российского народного образования, мы приглашаем в это общественное объединение. И призываем коммунистов создавать аналогичные советы в своих субъектах федерации.

Владимир ЕМБУЛАЕВ. Председатель объединения «Совет по науке и образованию», доктор экономических наук, профессор. г. Владивосток

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30