ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ … СТРАШЕН

Именно так – перефразируя известную пословицу – можно оценить финансовое положение многих муниципальных образований Прикамья да и всей России.
Так, Чусовская горадминистрация в поисках средств на латание бюджета с весны ищет, у кого бы призанять денег до конца 2016 г. Хотя бы 7 млн руб. Заём обещано вернуть с 18% годовых. Но на это до сих пор не польстился ни один банк!
Администрации Пермского района срочно – до сентября потребовалось 43,5 млн руб. Отсюда поиск банков-кредиторов, опять таки с обещанием хороших процентов и погашения долга до 31 августа 2018 г. На оплату банковских услуг и переплату по кредиту предусмотрено свыше 13 млн руб. Учтите, это начальная цена контракта; проценты могут существенно вырастать.
А незадолго до того фиаско с поиском займов потерпела администрация Всеволодо-Вильвы, что в Александровском районе, подвела итоги аукциона по предоставлению ей кредита в 6,2 млн руб., исходя из максимальной ставки в 22,67% годовых, «на погашение муниципальных долговых обязательств»; срок пользования – 1095 дней. И что ж вы думаете? Банкиры отказали. Аналогично «обломилось» администрации Чернушкинского городского поселения. Денег ей требуется вдвое больше, чем Всеволодо-Вильвенской, а максимальная ставка обещалась 21% годовых.
А вспомните взывающий о помощи к Президенту РФ В.Путину Чусовой, давно прозябающие Соликамск, Кизел, Губаху…
Взять сравнительно благополучный Карагайский район. Глава которого, между прочим, толковый мужик, мой бывший студент по ПФ РАНХиГС. При встрече со мной, констатировал положение возглавляемой им территории: «Нам нечего терять, кроме своих цепей!». Судите сами. Если 2013 г. удалось закончить с, пусть маленьким, но профицитом, то уже минувший – с дефицитом под полсотни «лимонов» (подробнее об этом на http://www.karagai.ru/p218aa1.html).
Трещат по швам бюджеты и многих других городов и территорий Прикамья. Уж ужимаются-сокращают расходы на всё, что можно и нельзя, в том числе и главным образом – на «социалку», а кардинально выправить ситуацию не получается.
Задыхается от нехватки средств даже краевой центр. А по словам мэра Игоря Сапко, получается, что «несмотря на сложные экономические условия, бюджет Перми на ближайшие три года запланирован бездефицитным». При этом большая часть сокращаемых расходов (порядка 670 млн руб.) переносится с 2015 г. на 2016-2017 гг. С оговоркой: социальные обязательства будут выполнены и перевыполнены. Только не обольщайтесь – ведь за наш же с вами – налогоплательщиков – счёт.
Причина всего этого очевидна. Производство, особенно в глубинке, падает. Соответственно, снижаются налоговые поступления в бюджеты. А население снизу и начальство сверху требует от органов местного самоуправления исполнения «майских указов Президента» и других обязательств. А чиновничье-предпринимательские коррупционные «распилы» тоже никуда не делись.
В тщетных потугах хоть на время залатать бюджетные прорехи, муниципалы прибегают к займам. И тем, зачастую, ещё больше усугубляют положение. Ведь условия предоставления средств у нынешних российских банкиров, как у бальзаковского «папаши Гобсека». Да ещё кому дадут, кому откажут.
Меня могут упрекнуть в нагнетании негатива. Только ведь факты и цифры – вещи упрямые. Солидная краевая газета «Новый компаньон» (7.4.15), проанализировав бюджетную ситуацию в Перми и та бьёт тревогу: «…Если всё непросто в краевой столице, то, как складывается ситуация в территориях региона, представить трудно и даже жутковато».
Неужто забылось, что 1 ноября 2012 г. глава правительства РФ Д.Медведев, признав «хроническое безденежье местного самоуправления», поставил задачу в кратчайшие сроки выправить положение? Панацея виделась в увеличении дотаций из федерального бюджета и наращивании доходов за счет новых налогов. А какие красивые слова говорил тогда премьер: «Изыскивая дополнительные средства для муниципалитетов, нужно учитывать уровень развития каждого региона, сбалансировать бюджеты в целом и каждый отдельный бюджет в частности. Действовать нужно профессионально и осторожно».
По данным экспертов РАНХиГС, тогда дотационность консолидированного бюджета субъектов Федерации составляла порядка 25%. Уровень дотационности городских бюджетов – 50%, бюджетов городских округов – 70%. А надо было исполнить все предвыборные социальные обещания Владимира Путина в объеме 5 трлн рублей. Значительная часть новых социальных расходов легла на плечи муниципалитетов: пенсионные и студенческие надбавки, льготы на проезд и прочие.
За бюджетами муниципальных районов и городских округов, начиная с 2008 г. закреплены доходы от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого сельскохозяйственного налога, транспортного налога в полном объеме, а также дополнительно 10 % от налога на доходы физических лиц. Однако сделать бюджеты муниципалитетов бездефицитными эти источники доходов бессильны. Губернаторы и главы городов уже давно просят децентрализовать налоги, но в таком случае, утверждают чиновники, уменьшится федеральная казна, и не будет денег на дотации для самых слабых, регионов-реципиентов, которых больше половины.
Итак, положение только ухудшилось и его не оправдаешь «санкциями за Крым и Новороссию». Опять изобретаются «отмазки» типа Президента подставили». Снова прикидывают, где отрезать и куда пришить, чтоб подлатать «Тришкин кафтан». К примеру, депутаты Пермской гордумы с подачи В.Плотникова, уцепились за патентную систему налогообложения мелких торговцев, лиц, сдающих жильё и т.п. Однако патенты – это налог на малый бизнес. И без того беспощадно гнобимый. Больших денег с него не соберешь. Что же касается налога на недвижимость, то он может пополнить казну лишь крупных городов и городских округов, где недвижимость и земля в цене. И причина не только в том, что в стране много несформированных земельных участков без кадастровой оценки. Проблема в том, что многие земли в глубинке стоят копейки, а то и вообще заброшены. Они не подспорье для слабых муниципалитетов. В крупных городах налог на прибыль и доходы физических лиц (которые сегодня по большей части идут в федеральный бюджет) могли бы улучшить финансовую ситуацию, но тогда в федеральном бюджете не хватило бы денег на дотации слабым. Ну, просто замкнутый круг получается! Этой власти его не прорвать.
Аркадий Константинов, специально для kprf.perm.ru
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30