Олег Куликов: К решению вопросов безопасности авиаперевозок необходим системный подход

Катастрофа лайнера А321, ставшая крупнейшей в истории современной России, вновь привлекла внимание к проблеме обеспечения безопасности полетов. Как считают эксперты, несмотря на многочисленные заверения исправить ситуацию с безопасностью авиаперевозок, делавшиеся государством в прошлом, ситуация вряд ли улучшится, если не принять радикальных мер. В Госдуме уже предложили закрыть выход на рынок негосударственным авиакомпаниям.

Политолог и колумнист «Газеты.ру» Георгий Бовт считает, что повторений преступных ошибок, подобных тем, что уже видели по результатам других расследований авиакатастроф в нашей стране, не избежать. Свидетельстует об этом и статистика — в 2014 году число авиакатастроф в России увеличилось (данные МЧС) на треть, а с участием малой авиации — на 15%.

За последние пять лет с самолетами данной авиакомпании произошло минимум три серьезных авиапроисшествия: одна жесткая посадка (с подломом стоек шасси и отрывом хвостового оперения), одна аварийная посадка и один пожар, уничтоживший самолет на взлетном поле (погибло трое) — пишет эксперт — эта чудовищная статистика, требующая, видимо, вернуться к вопросу, почему все же Росавиация выдала сертификат годности — в том числе на разбившийся самолет.

Эксперт винит в этом прежде всего отсутствие гласности в авиационной отрасли: «Чуть ли не после каждой авиакатастрофы поднимают одну и ту же тему: доколе будут перевозить авиапассажиров крохотные компании на нескольких судах? …А что мы вообще знаем о состоянии российской гражданской авиации, кроме того, что она, судя по косвенным признакам, за исключением двух-трех лидеров рынка, далека от блестящей? У нас разве проводили какие-то парламентские слушания-расследования на сей счет с вызовом для дачи показаний ответственных товарищей? На каком основании мы можем доверять регулятору рынка в лице той же Росавиации? Кто ее проверял, когда, где результаты проверки?»

В Госдуме предлагают решать проблемы безопасности полетов радикально, пишут «Известия». Олег Нилов («Справедливая Россия») предлагает разрешить работать на рынке пассажирских авиаперевозок только тем компаниям, в которых контрольный пакет акций принадлежит государству. Депутат отмечает чрезмерную увлеченность бизнеса погоней за сверхприбылью, экономя, в том числе, на безопасности пассажиров, а в случае принятия его предложения «полный контроль за техническим состоянием, кадрами и организационными моментами будет у государства. И соответственно за любое ЧП персональную ответственность понесут руководители отрасли и профильных министерств».

Ограничить количество авиаперевозчиков в России двумя или тремя компаниями считает необходимым глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков. Укрупнение авиаперевозчиков позволит повысить качество оказываемых услуг, в первую очередь с точки зрения безопасности.

«Я обратил внимание, что катастрофы последних 50 лет, как правило, связаны с компаниями среднего типа. Это небольшие фирмы, владеющие 5–10 самолетами, которые сдавались под чартерные рейсы. Компании извлекали максимальную прибыль при минимальных затратах», — пояснил депутат.

Ранее зампред комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов заявил о необходимости создания единого органа управления безопасностью пассажирских перевозок — Министерства гражданской авиации, «как это сделано во всех цивилизованных странах». «Сейчас контролируют работу авиакомпаний и полностью отрасли и Минтранс, и Росавиация, и Ространснадзор. Вроде бы как все это одна команда. С другой стороны, получается, что у семи нянек дитя без глазу», — считает Александр Старовойтов.

Согласны ли Вы, что ситуация с безопасностью авиаперевозок требует радикальных решений? Какие из предложенных мер Вы поддерживаете? Почему каждый год мы поднимаем вопрос о безопасности авиаперевозок, однако ситуация не только не становится лучше, но и ухудшается? – с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к парламентариям.

Олег Куликов, Зампред комитета ГД по охране здоровья. Фракция «КПРФ»:

Любая катастрофа или чрезвычайное происшествие всегда будоражит общественное мнение. Сразу возникает масса рекомендаций – без изучения реальной ситуации в отрасли, без понимания причин произошедшего. Мы ведь пока даже не знаем истинных причин катастрофы нашего лайнера в Египте.

Если в России останутся только две-три авиакомпании, они не охватят все многообразие наших рейсов. Многие компании привязаны к тому или иному региону и образованы ради того, чтобы жители региона получили доступ к авиационным услугам. Уже сейчас снизилась доступность авиаперевозок для жителей регионов, где активно работала «Трансаэро». А две-три авиакомпании неизбежно будут означать монопольный сговор.

Также я не вижу ничего хорошего в предложении оставить на рынке только компании с госучастием. Мы видим, к примеру, что такое банки, где контрольные пакеты принадлежат государству. Это самые неэффективные банки. Они не боятся осуществлять рискованное кредитование, поскольку за их спиной стоит государство. То же самое будет и с авиакомпаниями: все свои риски, все свои убытки они будут переносить на государство.

Безопасность авиаперевозок — это многофакторный процесс, связанный с состоянием техники, навигационным оборудованием, соответствием аэропортов международным параметрам и т.д. Я вот не уверен, что система безопасности в аэропорту Шарм-эль-Шейха соответствует всем международным нормам.

Поэтому хотелось бы брать во внимание не какие-то упрощенные управленческие решения, а системные решения, касающиеся развития всей нашей авиационной отрасли. Почему у нас старые машины? А потому что наша авиапромышленность давно не работает. Вот этот вопрос кто-нибудь поднимает? Раньше мы в год выпускали по полторы тысячи самолетов, и порядка 50 стран мира летало на наших лайнерах. А сейчас мы берем самолеты или в лизинг, или покупаем на рынке старые самолеты и при этом все равно зависим от зарубежных компаний в плане запчастей, двигателей, обслуживания.

Прежде всего сегодня нужно отвечать на вопрос, готовы ли мы развивать свой авиапром, а также налаживать систему подготовки пилотов. Сравнительно недавно мы пришли к тому, что нам не хватает пилотов. А сейчас только с одной «Трансаэро» будут уволены более тысячи пилотов! Я вообще считаю все произошедшее с «Трансаэро» своего рода рейдерским захватом в пользу интересов «Аэрофлота».

REGIONS.RU / Новости Федерации
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30