Ответ уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пермском крае о проблеме взимания платы за пользование дорогами для большегрузных автомобилей

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ПЕРМСКОМ КРАЕ

Ул.Советская, д. 64, г. Пермь, 614000 Тел. (342) 237 54 45; факс (342) 237 54 48

E-mail:perm@ombudsmanbiz.ru

Первому секретарю Пермского краевого

отделения политической партии «Коммунистическая партия

Российской Федерации» В.К.Корсуну

19.11.2015

О взимании платы за пользование

дорогами федерального значения

Уважаемый Владимир Кузьмич!

На Ваше обращение о проблеме взимания платы за пользование дорогами для большегрузных автомобилей, грузоподъемностью выше 12 тонн, сообщаю следующее.

С начала 2015 года в адрес Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей поступали коллективные обращения от автоперевозчиков с жалобами на необоснованно высокую цену сборов. Эта проблема вошла в состав Ежегодного доклада Уполномоченного Президенту России. Б.Ю.Титовым были направлены соответствующие обращения Председателю Правительства Д.А. Медведеву и заместителю Председателя Правительства А.В. Дворковичу, с просьбой снизить размер сборов. В результате 3 октября 2015 года Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев подписал постановление, изменяющее порядок взимания платы в счет возмещения ущерба, причиняемого дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами массой свыше 12 тонн.

В настоящее время Б.Ю.Титов обратился к Президенту Российской Федерации В.В.Путину с просьбой отложить введение сборов и обеспечить функционирование системы взимания платы в тестовом режиме в течение одного года, освободив в этот период от платы владельцев транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и исключив административную ответственность (письмо Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Президенту РФ от 19 ноября 2015 года № УПП/04491 прилагаю.)

Кроме того, вышеуказанная проблема обсуждалась на совещании Уполномоченных по защите прав предпринимателей при Генеральной прокуроре Российской Федерации по вопросам защиты прав предпринимателей 15 октября 2015 года в г.Екатеринбурге и остается на контроле института Уполномоченного по защите прав предпринимателей.

В связи с чем, разделяю Вашу озабоченность повышению неналоговой нагрузки на бизнес в связи с введением в действие системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Считаю, что сложившаяся ситуация не согласуется с поручениям Президента Российской Федерации В.В. Путина от 25 апреля 2015 года № Пр-815ГС по итогам заседания Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса, состоявшегося 7 апреля 2015 года, о необходимости снижения неналоговой нагрузки на субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для сведения сообщаю, что 23 ноября 2015 года на мероприятии, организованном Пермским краевым комитетом КПРФ, в связи с невозможностью моего личного участия присутствовал сотрудник аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пермском крае.

Приложение: на 3 л. в 1 экз.

С уважением,

В.А. Белов

Приложение

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПРИ

ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ЕГО

РАБОЧИЙ АППАРАТ

Делегатская ул., д. 7, стр. 1, оф. 216 Москва, 127473

Тел ./факс (495) 649-18-23

Президенту Российской Федерации

В.В.ПУТИНУ

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

В соответствии со статьей 31.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года №504 с 15 ноября 2015 года была введена в действие система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

Вместе с тем, по оценкам экспертов, а также по мнению профессиональных участников рынка грузоперевозок, указанная система взимания платы в настоящее время не готова к работе в силу обстоятельств организационного, технического, фискального и правового характера.

Так, автомобильный парк компаний-грузоперевозчиков не обеспечен в достаточной мере специальными бортовыми устройствами, при помощи которых в системе взимания платы ведется учет грузовых транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, а также рассчитывается размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого ими автомобильным дорогам общего пользования федерального значения» По оценкам компаний-грузоперевозчиков, обеспеченность специальными бортовыми устройствами на сегодняшний день составляет не более 11-12 процентов.

Помимо этого, интернет-портал системы взимания платы функционирует со значительными перебоями. Так, по итогам нескольких дней работы системы, приблизительно в половине случаев интернет-портал был недоступен, в том числе для осуществления альтернативной онлайн-оплаты по дорожным картам, осуществлялось произвольное списание средств, внесенных в систему компаниями-грузоперевозчиками, некорректно отображался пробег транспортного средства (до 2700 км в сутки для одного транспортного средства), при этом линия поддержки для пользователей была недоступна. Вместе с тем, в случае неуплаты к компаниям-грузоперевозчикам должны быть применены меры административной ответственности в виде административных, штрафов в размере 450 тыс. руб. за первое нарушение.

Кроме того, отсутствуют административные регламенты, утвержденные соответствующими нормативными правовыми актами, а также порядок взаимодействия компаний-грузоперевозчиков с системой взимания платы при осуществлении расчетов, порядок разрешения споров при некорректном списании денежных средств, что препятствует ее нормальному функционированию. Практически отсутствуют фискальные документы для формирования налоговой отчетности транспортных компаний. Таким образом, юридическая составляющая системы также не проработана.

Необходимо отметить, что неготовность системы к выполнению своих функций, в совокупности со слабой обеспеченностью участников рынка необходимым оборудованием, неудовлетворительной пользовательской поддержкой и высокими рисками существенных штрафов за проезд грузовиков без внесения платы, приводит к угрозе срывов поставок на рынке товаров широкого спроса, в первую очередь, продовольствия, снижению грузооборота и к сокращению рынка грузоперевозок в целом.

Так, например, крупные производители продовольственных товаров оценивают свои транспортные операции по результатам первых j дней эксплуатации системы следующим образом: ежедневная недозагрузка составляет порядка 10-11%; рост тарифов — от 18 до 23% (на Юге и Северо-Западе выше всего); дефицит на рынке грузоперевозок — порядка 20%.

Крупные торговые сети оценивают ситуацию еще пессимистичнее: рост тарифа на грузоперевозки — от 6 до 28%; сокращен ие предложения на рынке грузоперевозок по привлеченному транспорту — на 30-40%.

Помимо крупных грузоотправителей, проблемы с поставками вскоре возникнут также и у малых и средних торговых сетей и производителей, снабжение которых осуществляется через логистические склады. По экспертным оценкам, такие проблемы станут актуальными по мере исчерпания товаров на складах — приблизительно, в течение одного месяца.

Финансово-экономическое обоснование для системы взимания платы (в том числе, размера платы) не проработано. А именно: автомобильный транспорт в России участвует практически во всех логистических цепочках доставки продукции «до двери». Средний тариф на грузоперевозки сейчас -30 рублей за 1 км. При этом транспортная составляющая в стоимости товара составляет от 3% до 70%, в зависимости от географии доставки, типа продукции и ее стоимости. Новый сбор (1,53 руб. за 1 км) автоматически увеличивает транспортные издержки не менее чем на 5%, а его планируемый в марте 2016 года рост до 3,06 руб. за 1 км — на 10,2%, что может привести, по оценке специалистов, к увеличению текущего уровня инфляции на 2,7%.

В связи с этим, не отрицая необходимость и целесообразность формирования фонда для обеспечения поддержания автомобильных дорог, финансирования строительно-ремонтных работ и улучшения дорожно-транспортной инфраструктуры за счет внесения платы на основании статьи 31.1 Федерального закона №257-ФЗ, следует отметить, что система взимания платы в существующем виде нанесет существенный экономический ущерб бизнесу в целом, и, в конечном итоге, российскому бюджету.

Принимая во внимание изложенное, представляется целесообразным обеспечить функционирование системы взимания платы в тестовом режиме в течение одного года, предусмотрев на этот период нулевой размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и, соответственно, исключить на этот период административную ответственность за ее неуплату, предусмотренную статьей 12.21.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

В течение указанного тестового периода функционирования системы также предлагается обеспечить:

оборудование в полном объеме бортовыми устройствами транспортных средств компаний-грузоперевозчиков, имеющих разрешенную максимальную’ массу свыше 12 тонн;

— подключение всех: компаний-грузоперевозчиков к системе взимания платы, бесперебойное функционирование указанной системы и ее интернет-портала;

— нормативно-правовую базу для юридического обеспечения функционирования системы взимания платы;

— финансово-экономическое обоснование для расчета размера платы на основании статистических данных, накопленных в процессе функционирования системы в тестовом режиме.

Помимо этого, представляется целесообразным предусмотреть меры стимулирования для компаний-грузоперевозчиков по их скорейшей регистрации в системе взимания платы, в том числе посредством установления административных штрафов для компаний, уклоняющихся от такой регистрации.

В случае Вашего согласия прошу дать поручение Правительству Российской Федерации подготовить соответствующие поправки в нормативные правовые акты.

Б.Ю. Титов

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30