ТРУД И ПРАЗДНИК РЯДОМ ШЛИ

1966 год пермяки встречали с оптимизмом. Ведь более или менее сносно наладилось снабжение товарами и продуктами, стабилизировались цены. Давали себя знать «разрядка международной напряжённости» и «укрепление братских уз стран социалистического содружества». На прилавках магазинов — финские сапоги, югославские и чехословацкие туфли, венгерские и болгарские консервированные овощи-фрукты. Дружим с Азией-Африкой. Посему на столах пермяков не в диковинку апельсины, мандарины, финики и даже ананасы.


Дед Мороз – с поздравительных открыток и плакатов – предстаёт то космонавтом, то строителем, то водителем снегоуборочника…
По сложившейся традиции трудовые коллективы и отдельные труженики рапортуют руководству «партии, правительству и лично дорогому Леониду Ильичу Брежневу» о своих достижениях, делают им «трудовые подарки».
Введен в действие последний, четвертый, агрегат Яйвинской ГРЭС (Александровский район). В результате станция достигла проектной мощности 600 тыс. киловатт. Вспомните, земляки, дешевизну тогдашнего электричества.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок цементников Новопашийский преобразован в город Горнозаводск. Динамично развивающийся, перспективный во всех отношениях. Не то, что ныне.
Начали реализоваться генпланы развития Соликамска и Березников. Разумеется, о будущих разрухе и провалах там и не помышляли.
На Пермском лакокрасочном заводе сдан в эксплуатацию цех по производству синтетических эмалей и лаков. До скандалов на «прихватизированном» ЗАО ПЛКЗ ещё целые десятилетия (вспомните хотя бы как банкротила его экс-директор Ирина Павлова.
В зените славы стройтрест №14. Значительно раньше срока сдаются объекты. Завоёвано несколько переходящих красных знамён. Руководство рапортует: «В социалистическом соревновании участвует 2700 человек, или каждый второй работающий. 21 бригада, 27 экипажей уже завоевали почетное право называться коллективами коммунистического труда».
31 декабря создан облтрест «Птицепром». Организованы первые в Прикамье птицефабрики: Калининская и Платошинская. Те самые, которые будут десятилетиями снабжать пермяков дешёвыми курятиной и яйцами, которые устоят, вопреки развалу «лихих 90-х»… Но капитализм и новые хозяева сделали своё дело… Конечно, с советской курой хозяйкам приходилось повозиться: тушка замороженная, плохо выпотрошенная, с когтями и головой. Вдобавок её требовалось опалить над газовой плитой. Зато своя.
Десятки тысяч пассажиров и туристов обслужило Камское речное пароходство. Флотилия пополнилась новейшими комфортабельными и скоростными судами, в том числе, из Германской демократической республики. Гремят имена передовиков, таких, как механик теплохода «Вильгельм Пик» Николай Зеров. Ныне старым речникам остаётся только вздыхать о былой славе. Обанкротились и КРП, и пришедшая ему на смену «Камская судоходная компания». Последовала череда скандалов, трагедия «Булгарии»…
В ответ — проявления «заботы партии и правительства о благе народа».
Свыше трёх тысяч детей отправляются по путёвкам в Москву, Ленинград, Киев, Тбилиси, Ригу…
В Перми открыты Детский дворец культуры завода имени Ленина (ныне «Мотовилихинские заводы»), ясли-сад №291 на 280 мест для детей работников завода им.Свердлова (сейчас «Моторостроитель»).
По всем площадям и паркам – гигантские ели, ледовые скульптуры: диковинные звери, птицы, персонажи сказов Бажова… Возводились таковые либо на средства предприятий, либо на общественных началах.
Каждому ребенку полагалось посещение «утренника» с елкой и скромным по нынешним меркам подарком. Сколько радости они доставляли!
Постарались мастера культуры – в Пермском театре оперы и балета, которому буквально накануне присвоено имя Чайковского идут «Борис Годунов», «Снегурочка», «12 месяцев», а также концерты и детские утренники. И, конечно же, повсеместно выступают артисты филармонии, самодеятельных коллективов. Детвора валила в кинотеатры; «Кристалл», «Октябрь», «Комсомолец» и другие демонстрировали фильм-сказку «Город мастеров», шпионский «Акваланги на дне», супехит «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
А теперь давайте-ка представим себе тогдашнее домашнее застолье. 31 декабря – рабочий день (хоть укороченный и в основном заполненный всё тем же праздником – с коллегами). Значит надо успеть с подачей и сервировкой. Голубцы. Заливная рыба. Селёдка с лучком под уксусом или под шубой. Прибалтийские шпроты. Свекла с майонезом и чесноком. Паштет. Форшмак. Сыр «Голландский» или – пожирней — «Костромской». Ветчина или – попроще – пластовое сало. Нарезка из варёной колбасы — «Молочной» или «Докторской», из копченой — «Краковской». Ещё вполне реальны бутерброды с сёмгой на масле, а, если поднапрячься, то и с красной икрой. Таз винегрета и не страшны никакие толпы внезапно свалившихся гостей. Конечно же, салат оливье. Само собой — домашние соленья… В общем, ели вкусно и сытно, но без особых изысков. Из напитков – Советское шампанское «Абрау Дюрсо», водка «Столичная», коньяк – армянский или молдавский, «Рябина на коньяке».
Безалкогольные – лимонад, «Ситро», «Крем-сода», «Буратино», смородиновый и брусничный морс.
Ах да, конфеты («Мишка на Севере», «Белочка», «А ну-ка, отними»…). Десерт. Фрукты надо выставить на стол непременно в хрустальных вазочках! Хрусталь в 60-е – особый шик!
Стол накрыт. Переодеваемся. Мужчины по-прежнему в основном в классическом. Вот разве рубашки и галстуки поразнообразнее, чем раньше и обязательно запонки. Женщины куда ярче. В миниюбках и туфлях на высоких шпильках. С причёсками «бабеттами». Их изготавливали, до изнеможения начесывая и укладывая волосы в высокий кокон, закалывая сзади шпильками-заколками. Если на башенку-«бабетту» не хватало собственных волос, подкладывали внутрь свернутый чулок. И никакого лака для закрепления – только пиво или вода с сахаром. Верх эпатажа – макияж: светлые губы и подводка в виде огромных стрелок а-ля Элизабет Тейлор.
Веселимся до упаду. Устраиваем блиц-викторины, розыгрыши, шуточные соревнования. Танцуем летку-енку и твист.
У многих появились телевизоры. Посему без фильмов, юмористических программ, а особенно без «Голубого огонька» никто просто не мыслил себе праздничного вечера. На экране – путающиеся в серпантине герои труда, лучезарно улыбающиеся космонавты и всенародно любимые артисты — монументальная Зыкина, зажигательный Сличенко, элегантный Магомаев…
Поздравлений от главы государства не будет. Перед боем курантов их произнесёт диктор — от ЦК КПСС, Верховного Совета и Совета министров СССР.
Особо о презентах. Часто дарили коробки конфет, шоколадки, шампанское, духи — советские (лучшими до сих пор по праву считаются «Красная Москва»). Мужчинам – одеколоны (тот же «Шипр»). Ну и лучший подарок для всех – книга.
Словом, трудились и праздновали-веселились от души.

Аркадий Константинов, специально для kprf.perm.ru

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Отзывы

Слава 30-12-2015, 11:12

А мне очень запомнились пляски под гармонь и стол в складчину в колхозном клубе и теплая, дружеская атмосфера.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30