Тоска по потреблению

В 2015 году пермяки стали меньше тратить деньги на покупки и все больше средств направляют на сбережения в банках или хранят «под подушкой». Главное стремление – сберечь!

По данным Пермьстата, в январе-сентябре 2015 года объем денежных доходов населения сложился в размере 761,236 млрд рублей (32,075 тыс. рублей в среднем на душу в месяц) и увеличился на 21,3% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Причем реальные располагаемые доходы жителей региона за девять месяцев 2015 года выросли на 5,4%.

По оценкам экспертов, эта цифра не отражает реального роста доходов населения, поскольку покупательская способность сегодня уменьшилась. По словам Егора Чурина, генерального директора ООО «Инвест-аудит», если рассматривать этот показатель, то реальные доходы населения существенно снизились за последний год. «Цифры Пермьстата могут сказать о некотором увеличении начисленных доходов, но это статистика – мы понимаем ее методы. Сегодня говорить о реальном росте доходов населения просто нелепо», – полагает Егор Чурин.

Уменьшение доходов и снижение покупательской способности коснулось среднего класса. «В любой кризис беднейшие слои населения беднеют в два раза сильнее, богатейшие богатеют в два раза больше. В первую очередь от кризиса пострадал так называемый «офисный планктон» – те, кто был избыточен в экономике. При оптимизации затрат их просто выставили за дверь корпорации, банки, коммерческие организации. Офисный планктон – люди, которые не показывали никаких результатов в своих компаниях и не сделали ничего полезного. Сейчас этой категории граждан надо будет доказывать свой профессионализм и компетентность на рынке труда, необходимость экономики и бизнесу», – уверен Егор Чурин.

Михаил Поддубский, аналитик группы компаний TeleTrade, говорит, что сегодня средний класс в России продолжает отмирать. «Люди, занимающиеся бизнесом, чувствуют себя крайне неудобно. Ситуация в сфере кредитования остается в неблагоприятном состоянии – брать кредиты в валюте чрезвычайно рискованно, а кредитоваться в рублях под текущие проценты тяжело. Плюс население постепенно беднеет, следовательно, падает конечный спрос», – резюмирует г-н Поддубский.

Только необходимое

В 2015 году изменилась и структура использования денежных доходов пермяками, в частности, серьезно сократилась доля средств, направляемых на покупку товаров и услуг (с 75,4% на 1 октября 2014 года до 63,2% на 1 октября 2015 года). Аналитики отмечают: люди стремятся оптимизировать свои покупки.

Наиболее защищенными в сегодняшних условиях сегментом остаются товары повседневного спроса, от которых покупатели не могут отказаться совсем. Напротив, на крупные покупки – автомобили, бытовую технику и электронику – пермяки тратят все меньше средств. Отметим, что конец прошлого года ознаменовался бумом продаж товаров именно в этом сегменте: панические настроения покупателей относительно возможного роста цен на товары спровоцировал ажиотажный спрос.

По данным компании Nielsen, рынок упакованных товаров повседневного спроса (FMCG) в России за восемь месяцев сократился на 3% в натуральном выражении и прибавил 10,2% в денежном на фоне роста цен в категориях в среднем на уровне 13%. «Сжатие ощутимое, но не такое глубокое, как в других отраслях торговли: отказаться от потребления продуктов питания в существенных масштабах люди не способны. И хотя отказаться от еды невозможно, вполне возможно оптимизировать свое потребление. Делают это тремя способами: покупая по промо, посещая дискаунтеры и выбирая так называемые «частные марки» (private label)», – рассказывает Илона Лепп, коммерческий директор Nielsen в России.

По словам Михаила Поддубского, снижение доли средств, направляемых на покупку товаров и услуг, эксперты отмечают во многих регионах. «Население экономит на всех товарах, за исключением предметов первой необходимости», – делает вывод г-н Поддубский.

«Совершенно очевидно, что люди давно стали экономить и меньше приобретать. Об этом говорит не статистика, а закрывающиеся магазины и автосалоны, отчеты ритейлеров, которые отмечают существенное снижение продаж. Естественно, что в условиях реального падения доходов и роста цен люди приобретают меньше. На чем экономят в первую очередь? Предметы роскоши и покупки большой стоимости. Сейчас затраты идут только на текущее потребление или формирование стратегического запаса, который может помочь в трудные дни», – считает Егор Чурин.

Создают резерв

Именно создание «подушки безопасности» и спровоцировало рост доли средств в бюджете среднестатистического пермяка, направляемой на сбережения: с 3,9% на 1 октября 2014 года до 11,3% на 1 октября 2015 года. Анастасия Гилева, управляющий операционным офисом АКБ «Абсолют Банк» (ПАО) в Перми, связывает увеличение показателя с экономической ситуацией и тем, что люди хотят защитить свои накопления от инфляции.

По данным Банка России, в Пермском крае объем вкладов физических лиц в ТОП-30 российских банков в отечественной валюте составил 179,717 млрд рублей, в иностранной – 43,27 млрд рублей на 1 октября 2015 года. Эти цифры соответственно на 10,4% и 100,4% выше уровня прошлого года.

По словам Василия Шилова, управляющего Пермским филиалом АКБ «ФОРА-БАНК», в кризисной ситуации наблюдается картина, когда сокращаются рабочие места, снижаются доходы и растут цены на товары. «В силу этих причин люди пытаются меньше тратить, продумывая необходимость каждой покупки. Не чувствуя стабильности и не зная, что будет завтра, люди создают финансовую «подушку безопасности», – рассуждает Василий Шилов.

Михаил Поддубский подчеркивает: так же, как и уменьшение объема покупок товаров и услуг, рост сбережений замечается в целом по России. «Люди пытаются сформировать необходимый каждой семье резервный капитал, поскольку неуверенность в завтрашнем дне нарастает. Однако нужно понимать, что подобные тенденции достаточно сложно отследить. Вероятно, определенные слои населения, напротив, постепенно проедают свои сбережения», – делится аналитик.

Согласно статистике, увеличился и объем «денег на руках» в структуре использования доходов: за год с 7,9% до 13% на 1 октября 2015 года. По оценкам экспертов, это связано с низкой финансовой грамотностью населения. «За исключением депозитов и покупки валюты граждане не видят способов хранить сбережения. Этим и обусловлено хранение наличной валюты у себя дома. Тем более в текущих условиях, когда идет массовый отзыв банковских лицензий, граждане не доверяют никому», – считает Михаил Поддубский.

«В текущей ситуации сложно прогнозировать эффективность того или иного инструмента для размещения средств. Рынок меняется каждый день и очень зависит от геополитической ситуации. Кроме того, мы видим, как активно отзываются лицензии у банков. Все это обоснованно вызывает страх и неуверенность у многих людей при принятии решения, где размещать свои деньги», – считает Василий Шилов и добавляет, что хранить сбережения «под подушкой» неэффективно, да и небезопасно. «Депозиты в банках до сих пор остаются самым надежным инструментом. Просто при выборе финансового партнера нужно уделять пристальное внимание на длительность присутствия на рынке, входит ли банк в систему страхования вкладов и на то, к какому холдингу или группе компаний он относится», – рассказывает Василий Шилов.

Без изменений

Анастасия Гилева объясняет рост средств «на руках» тем, что стратегия размещения сбережений граждан России в первую очередь направлена на сохранение своих средств. «Мало кто думает о том, чтобы заставить их работать. Поэтому многим кажется, что хранение сбережений дома надежнее, ведь они на виду, их можно потрогать, пересчитать, переложить. Усугубляет это также нестабильная ситуация в стране: скачки курса валют и другие негативные факторы сказываются на психологии граждан, вынуждая проявлять осторожность. Также граждане рассматривают альтернативные варианты хранения сбережений – драгоценные металлы, иностранная валюта, недвижимость. Сейчас благодаря действию госпрограммы субсидирования ставок наблюдается значительный рост на рынке ипотечного кредитования. Поэтому в ряде случаев «деньги на руках» – это первоначальный взнос на приобретение жилья. Точка зрения, что покупка квартиры – хороший вариант сбережения средств, по-прежнему широко распространена», – поясняет Анастасия Гилева.

Эксперты, опрошенные Business Class, не прогнозируют серьезного роста доходов не только в ближайшие месяцы, но и годы. По мнению Михаила Поддубского, для перелома негативной тенденции необходимы структурные реформы. «Речь идет о приватизации госмонополий, административных послаблений для малого и среднего бизнеса. Но сейчас в это верится с трудом», – отмечает Михаил Поддубский.

По оценкам Егора Чурина, по итогам года следует ожидать ухудшение ситуации, так как предпосылок для улучшения просто нет. «Мы слышали заявления, что пик кризиса пройдет, – я соглашусь с этим мнением. Действительно, заметны некоторые улучшения, но, на мой взгляд, они связаны с ростом деловой активности и традиционным увеличением покупательской способности к концу года, закрытием проектов, в том числе и бюджетных. Но в целом серьезных позитивных изменений нет. В ближайшие годы также не стоит ожидать ощутимых изменений в лучшую сторону. Есть сигналы по ухудшению ситуации, но их реализация будет зависеть от политических рисков», – прогнозирует Егор Чурин.

Источник фото: flickr.com, Alan Cleaver, Газета Business-class

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031