Минпромторг предлагает отменить запрет на продажу алкоголя на территориях спортивных объектов, в санаториях, на розничных рынках, в киосках и пр., а также легализовать продажу через интернет. Такие предложения сформулировало ведомство в докладе о розничной продаже алкоголя, который будет рассмотрен на ближайшем заседании рабочей группы при Минэкономразвития, сообщает газета «Известия».
Минпромторг подчеркивает, что сейчас «государственное регулирование в сфере оборота алкоголя носит хаотичный запрещающий характер и не нацелено на реальные проблемы». Итогом предпринятых мер стало лишь усугубление положения на рынке розничной торговли, поскольку «алкоголь является товаром-драйвером, который составляет около 40% оборота малого торгового бизнеса».
«По состоянию на конец 2015 года вследствие ужесточения правил розничной продажи алкоголя, в том числе в части прилегающих территорий, а также в силу запрета продажи пива в нестационарных торговых объектах в России происходит серьезное сокращение объектов торговли и общественного питания. За последние три года по этим причинам полностью прекратили работу около 12 тыс. стационарных магазинов, около 6 тыс. предприятий общественного питания, а также несколько десятков тысяч нестационарных торговых объектов», — говорится в докладе.
Кроме того, многочисленные ограничения приводят к росту нелегального рынка алкоголя — «с 2014 года наблюдается существенный рост потребления нелегального алкоголя или алкогольных суррогатов. По оценкам МВД, в ряде регионов объем такого потребления составляет до 50% рынка».
В связи с этим Минпромторг предлагает отменить некоторые территориальные ограничения по продаже, оставив в силе только запрет на торговлю алкоголем рядом со школами и поликлиниками. В частности, по мнению ведомства, следует разрешить продавать алкоголь на территориях спортивных объектов, так как запрет привел к закрытию спортивных кафе и баров, размещавшихся в зданиях стадионов, фитнес-центров и пр. Запрет можно оставить действующим лишь в дни проведения соревнований.
Табу на продажу алкоголя в санаторно-курортных учреждениях «не в последнюю очередь не дает нашим здравницам в Крыму и на Северном Кавказе конкурировать с зарубежными аналогами, где таких ограничений нет». А запрет торговать на территориях, прилегающих к детским садам и другим дошкольным учреждениям, министерство назвало «абсурдным».
Минпромторг отмечает, что, в отличие от России, в большинстве стран Европы разрешено продавать вино и пиво на розничных рынках и уличных ярмарках. «Существование указанного запрета не оправдано никакими соображениями и влечет лишь то, что владельцы действующих розничных рынков перестают обозначать свои объекты как рынки и продолжают функционировать как «торговые комплексы», искусственно выпадая из сферы регулирования законом о розничных рынках, которым предусмотрен ряд важных мер, в частности, по ветеринарному контролю и обеспечению безопасности реализуемой продукции», — считают в Минпромторге.
Кроме того, предлагается вернуться к обсуждению вопроса о торговле пивом в киосках, поскольку, по оценкам ведомства, несколько десятков тысяч нестационарных торговых объектов прекратило свою работу из-за этого запрета.
Минпромторг выступает за поддержку продажи спиртного в кафе, поскольку «потребление алкоголя в рамках общественного питания является контролируемым. Исключается возможность потребления алкоголя несовершеннолетними, ибо это сразу бросается в глаза окружающим». Кроме того, именно распитие спиртного в кафе и ресторанах формирует нормальную культуру потребления. Тем более что большую часть оборота алкоголя в общепите составляют некрепкие напитки — вино, пиво и пр.
Министерство предлагает смягчить лицензионные требования для розничной продажи вина. «Это позволит увеличить сбыт легальной винодельческой продукции и будет способствовать выполнению задачи перераспределения потребления с крепкого алкоголя на вино и пиво», — говорится в докладе.
Гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз утверждает: «Нам надо менять структуру потребления алкоголя, хотя бы пытаться восстановить советскую. У нас в 1950–1970-х годах была сформирована фактически европейская структура потребления — пива было 25 л на душу населения в год, винодельческой продукции — 28 л и 10 л крепкого алкоголя. Сегодня у нас этот показатель — 70 л пива, 8 л вина и около 17–18 л крепкого алкоголя. Нам нужно минимизировать потребление крепкого спиртного. Для этого должны быть льготы для производителей и продавцов вина, а также для общепита».
Кроме того, в Минпромторге считают необходимым снять запрет продажи алкоголя через интернет. Как считают в ведомстве, «целесообразно создать действенные механизмы контроля: реестр продавцов алкогольной продукции через интернет; внесудебную блокировку сайтов, продающих алкоголь нелегально (то есть сайтов, не состоящих в реестре)».
Как бы Вы прокомментировали намерения Минпромторга? Видите ли Вы положительные результаты разнообразных запретов и ограничений торговли спиртным? — с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к парламентариям.
Олег Куликов, Зампред комитета ГД по охране здоровья. Фракция «КПРФ»:
Мне кажется, нам предлагается очень узковедомственный подход, который больше напоминает даже лоббирование интересов производителей алкогольной продукции. Ведь эта мера ведет лишь к наполнению касс кафе, магазинов, ларьков и т.д. Если же ставить во главу угла охрану здоровья граждан, то я считаю, что никакой отмены действующих запретов и ограничений быть не должно.
То, что предлагает Минпромторг, явно не будет работать в интересах здоровья граждан, а скорее наоборот. Что значит разрешить продавать спиртное на стадионах? У нас и сейчас цивилизованные люди перестали посещать стадионы из-за того, что их отдали пьяным вандалам. Спиртное туда все равно проносят, а потому там и ругань, и петарды, и пьяные драки. Если же еще и легализовать там продажу спиртного, то это будут не стадионы, а арены гладиаторов!
Думаю, у нас достаточное количество точек, где продают спиртное. На 500 человек населения в стране приходится один магазин, где продают алкоголь. Для сравнения, в Финляндии такой магазин – где-то на 5-6 тысяч жителей.
Я не согласен с доводами чиновников Минпромторга и считаю, что принятые нами ограничительные меры в сфере торговли спиртным принесли явные положительные результаты. Прежде всего это видно по снижению — где-то на 3-4 литра чистого спирта на человека — уровня потребления алкоголя среди населения. Более спокойно стало на зрелищных мероприятиях, в кафе и ресторанах.
А чем больше у нас будет точек продажи алкоголя, тем меньше они будут подконтрольны и тем больше там будут продавать суррогатных напитков, «левого» алкоголя. Само по себе предложение Минпромторга как бы означает: давайте сделаем более доступными алкогольные напитки. По-моему, государство у нас всегда боролось за противоположную тенденцию.
REGIONS.RU / Новости Федерации
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.