Олег Куликов: Если легализовать продажу спиртного на стадионах, они превратятся в арены гладиаторов

Минпромторг предлагает отменить запрет на продажу алкоголя на территориях спортивных объектов, в санаториях, на розничных рынках, в киосках и пр., а также легализовать продажу через интернет. Такие предложения сформулировало ведомство в докладе о розничной продаже алкоголя, который будет рассмотрен на ближайшем заседании рабочей группы при Минэкономразвития, сообщает газета «Известия».

Минпромторг подчеркивает, что сейчас «государственное регулирование в сфере оборота алкоголя носит хаотичный запрещающий характер и не нацелено на реальные проблемы». Итогом предпринятых мер стало лишь усугубление положения на рынке розничной торговли, поскольку «алкоголь является товаром-драйвером, который составляет около 40% оборота малого торгового бизнеса».

«По состоянию на конец 2015 года вследствие ужесточения правил розничной продажи алкоголя, в том числе в части прилегающих территорий, а также в силу запрета продажи пива в нестационарных торговых объектах в России происходит серьезное сокращение объектов торговли и общественного питания. За последние три года по этим причинам полностью прекратили работу около 12 тыс. стационарных магазинов, около 6 тыс. предприятий общественного питания, а также несколько десятков тысяч нестационарных торговых объектов», — говорится в докладе.

Кроме того, многочисленные ограничения приводят к росту нелегального рынка алкоголя — «с 2014 года наблюдается существенный рост потребления нелегального алкоголя или алкогольных суррогатов. По оценкам МВД, в ряде регионов объем такого потребления составляет до 50% рынка».

В связи с этим Минпромторг предлагает отменить некоторые территориальные ограничения по продаже, оставив в силе только запрет на торговлю алкоголем рядом со школами и поликлиниками. В частности, по мнению ведомства, следует разрешить продавать алкоголь на территориях спортивных объектов, так как запрет привел к закрытию спортивных кафе и баров, размещавшихся в зданиях стадионов, фитнес-центров и пр. Запрет можно оставить действующим лишь в дни проведения соревнований.

Табу на продажу алкоголя в санаторно-курортных учреждениях «не в последнюю очередь не дает нашим здравницам в Крыму и на Северном Кавказе конкурировать с зарубежными аналогами, где таких ограничений нет». А запрет торговать на территориях, прилегающих к детским садам и другим дошкольным учреждениям, министерство назвало «абсурдным».

Минпромторг отмечает, что, в отличие от России, в большинстве стран Европы разрешено продавать вино и пиво на розничных рынках и уличных ярмарках. «Существование указанного запрета не оправдано никакими соображениями и влечет лишь то, что владельцы действующих розничных рынков перестают обозначать свои объекты как рынки и продолжают функционировать как «торговые комплексы», искусственно выпадая из сферы регулирования законом о розничных рынках, которым предусмотрен ряд важных мер, в частности, по ветеринарному контролю и обеспечению безопасности реализуемой продукции», — считают в Минпромторге.

Кроме того, предлагается вернуться к обсуждению вопроса о торговле пивом в киосках, поскольку, по оценкам ведомства, несколько десятков тысяч нестационарных торговых объектов прекратило свою работу из-за этого запрета.

Минпромторг выступает за поддержку продажи спиртного в кафе, поскольку «потребление алкоголя в рамках общественного питания является контролируемым. Исключается возможность потребления алкоголя несовершеннолетними, ибо это сразу бросается в глаза окружающим». Кроме того, именно распитие спиртного в кафе и ресторанах формирует нормальную культуру потребления. Тем более что большую часть оборота алкоголя в общепите составляют некрепкие напитки — вино, пиво и пр.

Министерство предлагает смягчить лицензионные требования для розничной продажи вина. «Это позволит увеличить сбыт легальной винодельческой продукции и будет способствовать выполнению задачи перераспределения потребления с крепкого алкоголя на вино и пиво», — говорится в докладе.

Гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз утверждает: «Нам надо менять структуру потребления алкоголя, хотя бы пытаться восстановить советскую. У нас в 1950–1970-х годах была сформирована фактически европейская структура потребления — пива было 25 л на душу населения в год, винодельческой продукции — 28 л и 10 л крепкого алкоголя. Сегодня у нас этот показатель — 70 л пива, 8 л вина и около 17–18 л крепкого алкоголя. Нам нужно минимизировать потребление крепкого спиртного. Для этого должны быть льготы для производителей и продавцов вина, а также для общепита».

Кроме того, в Минпромторге считают необходимым снять запрет продажи алкоголя через интернет. Как считают в ведомстве, «целесообразно создать действенные механизмы контроля: реестр продавцов алкогольной продукции через интернет; внесудебную блокировку сайтов, продающих алкоголь нелегально (то есть сайтов, не состоящих в реестре)».

Как бы Вы прокомментировали намерения Минпромторга? Видите ли Вы положительные результаты разнообразных запретов и ограничений торговли спиртным? — с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к парламентариям.

Олег Куликов, Зампред комитета ГД по охране здоровья. Фракция «КПРФ»:

Мне кажется, нам предлагается очень узковедомственный подход, который больше напоминает даже лоббирование интересов производителей алкогольной продукции. Ведь эта мера ведет лишь к наполнению касс кафе, магазинов, ларьков и т.д. Если же ставить во главу угла охрану здоровья граждан, то я считаю, что никакой отмены действующих запретов и ограничений быть не должно.

То, что предлагает Минпромторг, явно не будет работать в интересах здоровья граждан, а скорее наоборот. Что значит разрешить продавать спиртное на стадионах? У нас и сейчас цивилизованные люди перестали посещать стадионы из-за того, что их отдали пьяным вандалам. Спиртное туда все равно проносят, а потому там и ругань, и петарды, и пьяные драки. Если же еще и легализовать там продажу спиртного, то это будут не стадионы, а арены гладиаторов!

Думаю, у нас достаточное количество точек, где продают спиртное. На 500 человек населения в стране приходится один магазин, где продают алкоголь. Для сравнения, в Финляндии такой магазин – где-то на 5-6 тысяч жителей.

Я не согласен с доводами чиновников Минпромторга и считаю, что принятые нами ограничительные меры в сфере торговли спиртным принесли явные положительные результаты. Прежде всего это видно по снижению — где-то на 3-4 литра чистого спирта на человека — уровня потребления алкоголя среди населения. Более спокойно стало на зрелищных мероприятиях, в кафе и ресторанах.

А чем больше у нас будет точек продажи алкоголя, тем меньше они будут подконтрольны и тем больше там будут продавать суррогатных напитков, «левого» алкоголя. Само по себе предложение Минпромторга как бы означает: давайте сделаем более доступными алкогольные напитки. По-моему, государство у нас всегда боролось за противоположную тенденцию.

REGIONS.RU / Новости Федерации
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Июль 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031