СТАЛИН — ОСЕТИН

Еще в начале 1930-х годов поэтическое указание на «грудь осетина» «кремлевского горца» не требовало разъяснения. Искушенный читатель «самиздата», тем более старый партиец, знал о корнях генсека. Тень на плетень навели официозная иконография и, по сути, производная от нее, антикоммунистическая «анафемология».

Пребывание в Южной Осетии, знакомство со старожилами и учеными тамошнего университета, изучение архивно-монографического материала позволили автору сделать совершенно иные выводы.

Прадед И.В.Сталина – Заза на рубеже ХVIII-ХIХ веков жил в небольшом селе Гери, расположенном вблизи Цхинвала на берегу реки Лиахвы (отсюда – название ущелья – Лиахвинское), пас скот на Мтиулетском высокогорье. Все это, заметьте – на территории Южной Осетии. Односельчане, как подчеркивает один из наиболее основательных современных исследователей биографии будущего вождя А.Островский, «все… были осетинами».

Местное население (и Заза не исключение) находилось в крепостной зависимости от князей Мачабели. Этим фактом, кстати, власти Тбилиси «обосновывают» свое право на территорию Южной Осетии. И саму спорную территорию называют не иначе как «Земля Самачабло»,  «Шида Крартли» (внутренняя Грузия). Черта с два! Так в свое время царское правительство вознаградило переход на его сторону турецкого сановника Хусейна.  Знатный турок окрестился, поступил на службу, выслужил полковничий чин.  Где-то году в 1819-м он переселил часть своих крепостных в одну из своих резиденций — Диди Лило. В ведомости об административно-территориальном делении Диди Лило числится казенным, а о жителях пишется: «окрещенные из осетин».

Что же касается фамилии, точнее — отчества. Окончание «швили» означает буквально «сын (такого-то)». Как у азербайджанцев – «оглы». Согласно семейному преданию, чабана Зазу за его ласково-бережное отношение к пасомым животным прозвали Джогисшвили – «сын отары». У грузин отсутствует имя Джуга, в их языке нет даже слова с таким корнем. Действительно, прозвища поныне очень распространены среди осетин, и часто прилипчивей имени-фамилии. Довелось как то близко сойтись с пожилым цхинвальцем, представившимся: «Мурик». Мне было неудобно таким образом «величать» весьма почтенного человека. Однако тот развеял мои сомнения: «Меня все так зовут, я и сам, о том, что мое настоящее имя Доментий узнал, когда паспорт получать пошел».

Без сомнения, перед нами трансформация, результатом которой явилась осетинская фамилия – Джугаев (кстати, поныне распространенная в Южной Осетии) и ее грузинские вариации. Датируемый 1805 годом донос священника-грузина Иосифа Пурцеладзе позволяет судить об одной из них: «Джукашвили Заза», который тайно «…приводил осетин по ночам». (Дело в том, что он подозревался в содействии мятежникам).

Отец – Виссарион (в обыденной жизни именуемый уменьшительно – Бесо)  «холодный сапожник» в поисках клиентуры бродил от селения к селению. По описанию современника был худ, черноволос, имел густые брови, отпускал большие, чуть свисающие усы и бородку, отличался мрачновато-задиристым характером, любил выпить, «…носил короткий карачегольский архалук и длинную карачегольскую черкеску, опоясывался узким кожаным поясом, надевал сапоги, заправляя шаровары в голенища, шапку носил с козырьком».

Так значит Иосиф — полукровка? Нет. Мать – Екатерина (Кеке) Гелаева (в грузинском варианте — Геладзе). Фамилия эта распространена в основном в югоосетинской местности Казбеги.

Мне могут возразить, приведя версии, согласно которым настоящим отцом Иосифа является то ли император Александр Ш, то ли выдающийся путешественник Пржевальский, то ли грузин-виноторговец Эгнатошвили, то ли армянин-фабрикант Адельханов… Докапываются даже до некоего еврея – купца и ростовщика. Мол, чтобы скрыть грех забеременевшей служанки, ее, срочно сплавили за первого попавшегося. Бесо же либо по пьяни лоханулся, либо польстился на полученное от «спонсора» приданое.

Увы, вам, псевдоученые конъюнктурщики! Судя по метрической записи, 17 мая 1874 года Виссариона и Екатерину, «девицу 16-ти лет отроду», обвенчал протоиерей Горийского Успенского собора Хаханов. Свидетелями и «дружками» со стороны жениха выступили Барамов, Зазаев, Копинов. Со стороны невесты – Галустов, Мамасахлисов, Мечитов. Сплошь осетинские фамилии. Один за другим родились и во младенчестве умерли два сына. Затем, чуть пожив,- дочь Пелагея. Иосиф (Сосо) появился на свет 6 (по новому стилю — 18) декабря 1878 года. А не 9(21) декабря 1879 года, как явствует из официальной биографии. Подтверждение тому – метрика и другие документы, хранящиеся в грузинском и российском архивах.

Семья жила бедно, снимала квартиры. Опять-таки в домах осетин – Баградовых, Грикуровых.

Грузины издавна привыкли смотреть на осетин, особенно селян, свысока. Сосо с лихвой испытал это на себе с самого раннего детства. Сверстники передразнивали его речь, давали ему обидные прозвища, вероятно поколачивали. Насмешками встретили паренька и при поступлении в Горийское духовное училище. Ведь даже одет был новоявленный бурсак под стать «осетинской деревенщине» отцу. Десятилетия спустя однокашник, вспомнит: «Одежда Сосо… была совершенно непривычна для нас. Учащиеся окружили его и щупали… архалук, пояс, фуражку и сапоги…». Объектом насмешек явилась и внешность. Из-за оспин – следов перенесенной болезни дразнили Чопур (рябой), из-за увечий (попал под фаэтон, следствием чего стала сохнуть и не гнулась рука, появилась хромота) – Геза (дословно – кривоходящий, ковыляющий).

К тому времени отец окончательно ушел из дома, спился, забросил ремесло, кочевал по ночлежкам и летом 1899 года умер от цирроза печени.

Думается, все описанное выше, включая менталитет, наложило отпечаток на личность будущего «отца народов».

Началась жизнь «нелегала», последовали аресты, тюрьмы и ссылки. И надо ж такому случиться – «во глубине сибирских руд», в Туруханске повстречался осетин–полицейский пристав Иван Кибиров. Последний выхлопотал земляку пособие от казны, защищал от «беспредела» ссыльных уголовников, вообще «крышевал» его. Через Кибирова шли посылки (и, вероятно, денежные переводы) от товарищей по партии. Десятилетия спустя это, наряду с фальшивками послужит «обоснованием» обвинения Сталина в сотрудничестве с «охранкой». Ряд разоблачений подлогов позволили похоронить миф.

Вступив на революционную стезю, Сталин руководствовался марксистско-интернационалистской идеологией, выступал против проявлений национального чванства и, тем более, дискриминации.

Вопреки мифам, плодимым «хрущевистами» и современными архидемократами, партийно-административное руководство Грузии не только не жаловал, но и не раз жестко и вполне обоснованно критиковал. Репрессиям грузины подвергались ничуть не меньше представителей других народов СССР.

И последний штрих: с 1934 по 1961 год Цхинвал назывался Сталинири; одна из его центральных улиц до сих пор носит имя Сталина; в Осетии немало памятников Сталину, в т.ч., изображённый на фото.

Аркадий Константинов, специально для kprf.perm.ru

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30