Создаваемое ныне всероссийское военно-патриотическое движение «Юнармия» должно опираться на славные советские традиции.
Ведь пионерия, едва возникнув, восприняла подготовку к защите Родины как одно из главных направлений своей деятельности. У нас пионерские отряды — имени Спартака, имени Коминтерна, имени КИМ, имени Красного Флота — сперва появились в Перми. Затем – в других городах, рабочих посёлках, деревнях. Среди всего прочего, пионеры проходили строевую подготовку, изучали устройство оружия, учились оказывать первую медицинскую помощь, ориентироваться на местности, метать гранаты… Экзаменом служили смотры строя и песни, «манёвры» с делением на «зеленых» и «синих», срыванием повязок, захватом «вражеского» знамени, приготовлением пищи в походных условиях. К примеру, с середины 1930-х гг. они проводились в пионерлагере у Кына под руководством инструктора стрелкового дела Григория Никитина, физрука Константина Онуфриева и капельмейстера духового оркестра Владимира Комаровских.
Большим энтузиастом проведения детских военно-спортивных игр являлся окружной военком (а затем руководитель местной организации Осоавиахима – прообраза ДОСААФ) Степан Окулов.
На состоявшемся 25 января 1941 г. в ЦК ВЛКСМ совещании по проблемам военно-патриотического воспитания подрастающего поколения прямо ставился вопрос о разработке военно-учебной программы, «включающей в себя игровые элементы». Участвовавший в нём писатель Аркадий Гайдар, подчеркивал: «Мы должны приучить ребят к … серьезным испытаниям… Ведь наступит день, когда ребенок вырастет, и ему, возможно, придется воевать и защищать свое социалистическое Отечество и … нужно, чтоб он знал заранее, что это обязательное для него дело не только интересное, но и трудное».
Период Великой Отечественной ознаменовался массовой боевой работой. Её организовывали даже для самых маленьких. Елизавета Болтачева, в прошлом инструктор Оханского райвоенкомата, вспоминала: «Нам всегда напоминали о бдительности, умении защищать Родину, быть готовыми выполнить любое задание. Помню, как зимой 1942-1943 гг. проходила игра «Защита города». Ее участники – молодежь Оханска, курсанты школы ВВС, студенты педучилища – санбатальон, которым пришлось руководить мне. Ох, и досталось нашим девчонкам! Нужно было оказывать квалифицированную медицинскую помощь, выносить по глубокому снегу с «поля боя» «раненых бойцов» – все это под стрельбу холостыми патронами и бутафорские взрывы! Справились! Школьников задействовали в игре «Задержи шпиона».
В послевоенные годы игры стали менее масштабны. Но и тогда «воевали» члены отрядов «Юных друзей пограничников», «бригад содействия милиции» и подобных им формирований.
Вот что вспоминает бывшая пионервожатая мысовской сельской школы Краснокамского района Зоя Кротова: «К 23 февраля 1964 г. каждый класс выбрал свой род войск: летчики, моряки, пехотинцы, ракетчики, артиллеристы и даже партизаны. Надели соответствующую форму (её позаимствовали у вернувшихся из армии родственников). Уроки проходили, как армейские занятия: «Рядовой Зырянов! К доске!» «Есть!» — и, чеканя шаг, ученик идет решать уравнения или отвечать у карты мира. После уроков провели традиционный смотр строя и песни. Завершили день военной игрой на холмах, окружающих Мысы. Надо было пройти по снегу все полосы препятствий – «минное поле», полосу заграждений, вступить в рукопашную схватку (обрывали бумажные погоны) и др. Тот, кто первым ворвался в крепость и захватил знамя, – победитель.
А потом я обратилась за помощью в Пермское высшее командно-инженерное училище (ВКИУ). Там, оказалось, преподавал бывший выпускник нашей школы Сергей Деменев. Он приехал вместе со своими курсантами, привез настоящие автоматы, ракетницы, взрывпакеты, походную кухню. Школу разделили на две армии — «зеленых» и «синих». Одной командовал подполковник Деменев. Другой – Герой Советского Союза полковник Василий Астафьев. Оба в парадной форме, при всех наградах. Наш директор школы Иван Корбут, — кавалер двух орденов Славы – тоже в форме. И был «парад войск». Строем под звуки горнов и барабанов, с пионерскими и комсомольскими знаменами все двинулись к месту, где должна проходить игра.
Взметнулась зеленая ракета. С криками «Ура!» «зеленые» рванулись в атаку. Строчили автоматы. Гремели взрывпакеты. Чуть в стороне — «медсанбат». Сельский фельдшер Галина Чувашова и ее помощники – сандружинники из старших классов — принимали первых «раненых». Снова ракета – теперь красная – бой завершён. Подводятся итоги. Ребята обедают, расположившись вокруг походной кухни. А потом – большой пионерский костер, разговоры и песни до самого утра».
Спустя некоторое время возникла идея игр во всесоюзном масштабе. И в ЦК ВЛКСМ, и в командовании Вооруженных сил СССР. Ведь к тому времени армейскую службу сократили с трех до двух лет, а в средних учебных заведениях ввели начальную военную подготовку. Нужно было закреплять получаемые знания и навыки, делать более целенаправленным и конкретным военно-патриотическое воспитание.
10 января 1967 г. «Пионерская правда» напечатала приказ № 1 командующего игрой, Героя Советского Союза, маршала артиллерии Василия Казакова. В нём ставилась задача создания военизированных детско-подростковых отрядов, воспитания их личного состава «в духе любви к Родине и готовности противостоять любым врагам». Игру назвали «Зарница». В том же году в Севастополе, на знаменитой Сапун-горе прошёл первый Всесоюзный финал игры.
В «Зарнице» участвовали ученики 4-7-х классов. Те, кто постарше — в военно-спортивной игре «Орлёнок» (на уровне почти настоящих маневров с привлечением войсковых инструкторов, бронетехники, дымовых шашек, взрывпакетов и т.д.).
Это не просто история. Наша задача сделать так, чтобы юнармейское движение разворачивалось под святым знаменем Победы – красным, с серпом и молотом. Коммунисты и комсомольцы, солидарные с ними «афганцы», «кубинцы», другие участники боевых действий, ветераны Вооружённых сил, подключайтесь к созданию юнармейских дружин, будьте их наставниками и комиссарами!
Аркадий Константинов
Фото из архива автора