Об основных показателях состояния АПК и сельских территорий в Пермском крае (Сентябрь, 2016 год)

Основным средством производства и предметом труда сельского населения является земля.

Отношения государства и населения к земле определяет уровень не только культуры, экономических и социальных отношений, но и самой ЦИВИЛИЗАЦИИ.

В крае 3100 тысяч га земель сельскохозяйственного назначения, 2100 тысяч га. пашни, 1 млн. га. сенокосов и пастбищ, но используются они соответственно только на 50, 60 и 30 процентов. 

Достаточно сказать что, в краевом фонде «нераспределенных» (фактически бесхозных) земель находится более 500 тысяч гектаров и площади эти постоянно увеличиваются, зарастают бурьяном и мелколесьем.

С наших полей ежегодно выносится более 6 млн. тонн почвы, более 30 тысяч тонн ценнейшего гумуса. Полностью прекращены работы по мелиорации, известкованию и фосфоритованию. Тенденции неэффективного использования земельных ресурсов, бесхозяйственности, экологического загрязнения, снижения уровня плодородия почв и других отрицательных явлений продолжают нарастать.

Ежегодно уменьшаются объемы внесения органических и минеральных удобрений.

Внесено удобрений (тыс. тн.)

Вид удобрения 2000 г. 2015 г.
Органические 1.540 1.156
Минеральные 23.5 7.6

 

Органику и минералку получают в среднем лишь 4% посевов.

Даже в концептуальном документе — Государственной программе «Развитие сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий в Пермском крае», рассчитанной до 2020 года, нет ни мероприятий, ни конкретных цифр по рациональному использованию огромного потенциала земельных ресурсов края.

С пугающим постоянством ежегодно сокращаются посевные площади.

Наименование 1990 г. 2000 г. 2015 г.
Вся посевная площадь (тыс. га) 1850 1265 757
в т.ч. зерновые 923 582 248
картофель 54 67 42
овощи 6 11 8
кормовые культуры 867 614 454

 

Валовой сбор (тыс.тонн)

Наименование 1990 г. 2000 г. 2015 г.
Зерна 1300 564 303
Картофеля 568 549 508
Овощей 164 337 220
Сена 491 470 280

 

Животноводство.

Поголовье скота и птица по всем категориям хозяйства (тыс. голов)

Наименование 1990 г. 2000 г. 2015 г.
КРС 883 468 249
в т.ч коров 332 213 104
Свиней 511 281 196
Птица 7430 7422 7446

 

 

  Производство

Наименование 1990 г. 2000 г. 2015 г.
Скот и птица в живом весе, (тыс. тн). 239 152 114
Молоко, (тыс. тн.) 858 625 482
Яйцо, (млн. штук) 963 911 1075

 

Энергетические мощности в сельхозорганизациях сократились в 3 раза (с 3613 до 1293 тыс. л.с.)

Целевые показатели Краевой программы на 2014 и 2015 годы по производству мяса и молока, кстати, имеющие статус Закона, полностью сорваны, а в текущем году скатятся еще ниже.

Наименование План 2015г. Факт 2015г. %
Мясо в живом весе (тыс. тн.) 136.8 114.2 83
Молоко (тыс. тн.) 503.8 482.3 96

 

В общем объеме валовой продукции на долю сельхозорганизаций приходится 51.8%, ЛПХ — 44.4 %, КФХ — 3.8.

Валовая добавленная стоимость сельского хозяйства в общекраевой снизилась с 3.3 % в 2011г. до 2.6 % в 2015году.

Пермский край относится к зоне рискованного земледелия. Из пяти лет 2-3 года здесь, как правило, являются неблагоприятными.

Нынешний 2016 год засушливый год не позволяет надеяться на улучшение ситуации ни в растениеводстве, ни в животноводстве.

В 1941 году в области было 233 тысячи лошадей, в 1961 году — 102 тысячи, в 1991 году — 20 тыс.

Сегодня Пермская деревня стала полностью безлошадной. Закрылись три конных завода: 3-й, Куеда, 105- й, Чернушка и орденоносный 9-й, Пермь.

Цинично уничтожен один из четырех ипподромов России, в центре Перми.

Та же участь ждет, очевидно, до конца года и свинокомплекс «Пермский».

Крупнейший в Союзе, он имел 180 тысяч свиней, производил 30 тысяч тонн мяса в год. Нынче за счет сброса основного поголовья даст 15 тысяч, а в следующем году еще оставшихся свиней уничтожат. Минсельхоз края умудрился сдать его в аренду на 49 лет. Омской фирме однодневке с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, презентуя ее как инвестора с восьми миллиардным капиталом. На финансовое оздоровление свинокомплекса переданного в краевую собственность в 2012 году за 4 года было направленно 500 млн. рублей бюджетных средств — улетевших неизвестно куда.

Чтобы выкачать деньги за последние полгода здесь забито три тысячи продуктивных свиноматок, в том числе 500 супоросных.

Забито или вывезено в Омск практически все поголовье с откорма. Сейчас ежедневно вывозится по 1-1,5 тысячи голов весом в 40-45 кг, а цеха откорма пустуют.

Омские арендаторы вообще не платят налоги в социальные фонды: пенсионный, социального и медицинского страхования. Не перечисляются налоги на доходы с физических лиц в бюджет РФ, удерживаемые с зарплаты. Задолженность по зарплате работников 14 млн. рублей.

Ежемесячно и сознательно наращиваются долги в бюджет и в энергоснабжающие организации, в целом они перевалили уже за 1 млрд. рублей. Платить их эти господа не собираются.

Прошедшие по инициативе КПРФ сходы граждан в пос. Майский потребовали от Правительства края немедленно прекратить разграбление Госпредприятия, расторжения договора аренды. Но пока Правительство проводит обещанные проверки, с комплекса вывозятся основные средства, трактор К-700, двигатели, скот основного стада, закрываются цеха и растаскивается оборудование.

Минсельхоз края рассказывает сказки о создании некоего Агротехнопарка на развалинах комплекса, в то время как 17 тысяч га сельхозугодий хозяйства, в том числе 8 тысяч га пашни уже 6 лет зарастают борщевиком и мелколесьем.

С 2008 года научно- исследовательские работы в АПК потеряли бюджетную поддержку. Перестали работать производственно — научные базы в п. Лобаново, в учхозе « Липовая гора». Свернута работа областных объединений «Сорт — семовощ», сортоиспытательные станции, закрыт единственный плодопитомник «Ягодный» в Оханске. Закрыт Институт повышения квалификации работников села, научно – исследовательская работа в Сельхозакадемии строится исключительно на инициативе самих ученых.

Социальное положение сельских территорий края ухудшается с каждым годом. В положении о Минсельхозе записано: «Целью деятельности Министерства является создание и развитие эффективного агропромышленного производства, СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА»

Сельское население края за последние 20 лет сократилось с 1 млн. 100 тысяч человек до 642 тысяч человек, из них — 250 тысяч активного населения. Но занято в организованном сельском хозяйстве только 10% — 25 тысяч человек, из них половина пенсионеры. Число занятых в сельхозпроизводстве, включая частный сектор, с 2000 года сократилось со 155 до 68 тысяч человек, в то же время на селе зарегистрировано более 70 тысяч безработных.

Из 35 сельских районов треть потеряли сельскохозяйственное значение, перейдя в разряд глубоко депрессивных территорий.

Из оставшихся «на плаву» практически не один район не имеет трех — пяти летней программы эффективного социального — экономического развития территории или его сельских поселений.

Более 300 тысяч селян проживает в деревнях с населением менее 500 человек и еще 130 тысяч в деревнях с населением менее 1000 человек. Именно эти деревни испытывают самые серьезные социальные проблемы.

Двадцать лет здесь продолжается порочная практика закрытия сельхозпредприятий и сельских учреждений — так называемых «мало комплектных» школ, детских садов, домов культуры, медпунктов, магазинов и почтовых отделений.

Даже низко рентабельные предприятия обеспечивали людей работой, содержали дороги, трактора и автотранспорт, пилорамы, ремонтные мастерские, в том числе для личных нужд населения.

Но когда закрываются сельхозпредприятия, пашня и сельхозугодия зарастают, деревни вымирают. И таких умирающих сел и деревень в крае более тысячи.

Сейчас для села нахватает около 300 специалистов, более 1000 механизаторов и животноводов.

Среднемесячная зарплата в сельхозорганизациях в 2015 году составила 15,2 тысячи рублей, что в 2 раза ниже, чем в целом по краю и в 3 раза ниже, чем в добывающей промышленности, нефтепереработке и у чиновничества.

Крайне неудовлетворительно состояние сельских дорог. Из 15 тысяч км. 70% требуют капитального ремонта.

В сельской местности охвачено в %.

Водопроводом 51
Канализацией 28
Газом 56
Горячей водой 16

 

В сельских территориях работает 600 школ, из них 120 требуют капитального ремонта. Из 200 тысяч домов 60 % построены до 1980 года, 12 % селян проживает в аварийном жилье, 15 % в общих коммуналках.

Из 630 сельскохозяйственных организаций, действуют менее 50, а более менее устойчивых осталось не больше двух десятков. В крае зарегистрировано 2500 КФХ, из них работает не более половины, и только третья часть дала прирост продукции, которая в общем объеме составила около 3.8 %.

Практически закрылись сельские профтехучилища, где ребят обучали профессиям трактористов, шоферов, электриков, сварщиков — сейчас сельская молодежь брошена на произвол судьбы.

Из девяти сельскохозяйственных техникумов осталось два.

Постепенно свертывается сельская потребкооперация. Полностью закрылась система Заготконтор — все ушло в руки перекупщиков продукции прямо с крестьянских подворий по бросовым ценам и за паленую водку.

А ведь мы помним значение кооперации и мудрое высказывание: «Кооперация — дочь бедности, но мать благосостояния».

Слабеют позиции предприятий переработки.

За последние пять лет производство цельномолочной продукции в крае сократилось на 8 процентов.

2011 год 221.8 тыс.тн.
2015 год 216.3 тыс.тн.

 

Колбасных изделий на 17 процентов.

2011 год 43.7 тыс.тн.
2015 год 36.3 тыс.тн.

 

Заметно падает качество Пермской продукции. Пальмовое масло, перемолотые шкуры и кости все идет в продукцию, обильно сдобренную химическими вкусовыми добавками и красителями.

Ценны на продукты питания растут на глазах, обгоняя инфляцию и официальную статистику.

Ввоз молока и молочной продукции, как и мясопродуктов из соседних областей за последние два года увеличился на 12 — 15%.

Деградация Прикамского села определяет нерациональную структуру питания населения края.

Личное потребление в расчете на душу населения составляет от рекомендуемых медицинских норм по молоку и молочным продуктам 65 %, по мясопродуктам 75 %, по яйцу 92%, по рыбопродуктам около 50%.

При этом значительно превышаются нормы рационального питания по картофелю на 50 %, по хлебу на 12%, (как более дешевые социальные продукты).

Если смотреть шире и в целом, то разрушение АПК негативно и напрямую сказывается на здоровье населения края.

Если заболеваемость населения по основным классам болезней выросла на 4.7 % (в 2011 году с 2467 тыс. чел до 2582 тыс. чел в 2015 году), то болезни органов пищеварения увеличились на 14.3 % с 1083 тыс.чел. в 2011 году до 134.5 тыс.чел. в 2015 году.

Число больных с органами пищеварения за пять лет выросло с 41 до 51 человека на каждую 1000 человек.

Пермяки буквально расплачиваются своим здоровьем за развал родного села.

Ясно, что АПК края и его сельские территории находятся в многолетнем системном кризисе, которому не видно конца.

Доля продукции сельского хозяйства и переработки в общем объеме валового продукта края снизилась с 15 % в 90-е годы до 3 % в 2015 году.

Даже действительно героические усилия наших передовых хозяйств: агрофирмы «Труд», ООО «Шерья», Нердвинской «Победы», Кудымкарской «России», Нытвенского «Уральца», Чернушинского колхоза «На страже мира», «Пермской» и «Менделеевской» птицефабрик с их поистине уникальными и золотыми профессионалами, руководителями советской закалки, не в состоянии вытянуть тяжелую телегу АПК, глубоко застрявшую в колее многолетнего развала

Увы, но Минсельхоз края не имеет конкретной программы вывода АПК из многолетнего системного кризиса, прикрываясь несостоятельными паллеативами. Нас давно обогнали по всем показателям соседние области: Свердловская, Челябинская, Кировская, не говоря уже об Удмуртии, Башкирии и Татарии.

По сравнению с ними наше село живет в каменном веке.

В действующей краевой «Программе развития АПК до 2020 года «70 % основных финансовых средств поддержки села сдвинуты на 2018 — 2020 годы, т.е. дадут отдачу только в следующем десятилетии.

Минсельхоз края говорит о стабилизации производства на селе. Если такая стабилизация продолжится, то в ближайшие годы наше село ждет полный СТАБИЛИЗЕЦ!

Краевая организация КПРФ имеет полную и развернутую картину состояния сельских территорий и АПК по всем районам края.

Сегодня необходим системный и комплексный подход к накопившимся проблемам со стороны всех, без исключения, министерств и ведомств Пермского края.

Без такого всеохватного, тотального подхода нам ситуацию в сельских территориях не переломить.

Должны быть созданы краевой экспертный совет из профессионалов высокого уровня, коллегия Минсельхоза, министр отрасли должен получить статус Вице — премьера Правительства.

Конкретные программы социально- экономического развития на ближайшие 3-5 лет должны иметь все районные муниципальные образования и сельские поселения. Должна быть создана система личной ответственности каждого чиновника, каждой структуры при строжайшей ежегодной отчетности за исполнение этих программ.

Краевая организация КПРФ готова инициировать и активно участвовать в этой работе.

Выводы

  1. Правительство края, Минсельхоз смирились с разрушением социальной и производственной сферы сельских районов, не сумели задержать падение сельхозпроизводства, не смогли создать необходимый задел для исправления критической ситуации в сельских территориях и АПК, ведут их к окончательному краху.
  2. В крае нет эффективной научно обоснованной концепции и программы преодоления многолетнего кризиса в АПК, экономического, социального и демографического провалов в сельских территориях.
  3. Намеченные меры в социальной и производственной сфере, мизерная инвестиционная поддержка неспособны решить проблемы территорий и АПК. Они неэффективны, навязываются сверху, игнорируя местный опыт и практические предложения.
  4. Созданный общественный Совет по вопросам АПК при Правительстве края не способен влиять на обстановку и является чисто формальным образованием, не представляющим интересы муниципальных образований, АПК и сельского населения.
  5. Правительство и Минсельхоз не в состоянии приостановить дальнейшее разрушение АПК края и нарастание отрицательных тенденций в социально и производственной сфере на селе.

 

Предложения.

  1. Признать положение в сельском хозяйстве края крайне неудовлетворительным.
  2. Возобновить работу общественного Совета по вопросам АПК при председателе Правительства Пермского края, значительно обновив его состав не чиновниками, а профессионалами с мест.
  3. Не допускать фактов не освоения запланированных финансовых средств по утвержденной целевой Программе 2014- 2020.
  4. Укрепить Министерство сельского хозяйства края опытными профессиональными кадрами.
  5. Разработать научно — обоснованную Концепцию развития АПК и сельских территорий на 2017 -2020г.г., утвердить ее на ЗС края.
  6. Предусмотреть в Программе развития АПК и сельских территорий значительное увеличение мер бюджетной поддержки на 2017 -2020г.г..
  7. Немедленно остановить процесс уничтожения свинокомплекса «Пермский», вернуть численность поголовья и технологию к показателям 2014 года.
  8. Немедленно остановить процесс закрытия на сел социальных объектов: магазинов, медпунктов, детских садов, школ, домов культуры, библиотек, почтовых отделений и т.д., рассматривая каждый случай как ЧП.
  9. Изучить положительный опыт соседних регионов по развитию АПК и сельских территорий и перенять его конструктивные решения.
  10. Рекомендовать Земским собраниям муниципальных сельских районов тщательно рассмотреть состояние дел в АПК районов и представить свои предложения по исправлению ситуации.
  11. Пересмотреть и обновить действующие и незавершенные краевые программы в сельских территориях на ближайшие 3-5 лет, возвратить им все неосвоенные за это время финансовые средства.
  12. Рекомендовать СМИ края активно и глубоко освещать состояние дел в АПК и проблемы сельских территорий, привлекая к ним внимание руководства всех уровней власти, широкой общественности и населения.

Материал подготовил А.А Грамолин

04 сентября 2016 года.

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

 

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30