К Дню защитника Отечества. …А ПО-ПРЕЖНЕМУ – КОММИСАРЫ

В Военно-морском флоте России вновь появятся заместители командиров по работе с личным составом. Как сообщается, их главная обязанность — поддержание морально-психологического климата, правопорядка и дисциплины в коллективе, проведение воспитательной работы, причём, не только среди матросов срочной службы и военнослужащих по контракту, но и на офицеров.
29 августа 1991 г. политически, идейно и нравственно обанкротившийся президент СССР Михаил Горбачев подписал Указ «Об упразднении военно-политических органов в Вооружённых силах». После развала Советских Вооружённых сил, провозглашения деидеологизации и департизации, политорганы ушли в прошлое. С 1992 г. прекратилась профессиональная подготовка специалистов соответствующего профиля в военно-учебных заведениях. Система воспитания военнослужащих была разрушена. Остались лишь офицеры-воспитатели, статус которых был горазда ниже. Хотя они могли лично принимать административные решения о поощрении или наказании военнослужащих, ходили в дальние походы, участвовали в учениях и боевых действиях. Но при Анатолии Сердюкове последовало очередное снижение статуса, сокращение многих должностей. Фактически морские воспитатели остались исключительно при штабах и не принимали участия в боевой подготовке экипажей.
А зря! Ведь политико-воспитательная работа явилась важным фактором побед «на земле, в небесах и на море».
Весной 1918 г. в РККА и РККФ появились комиссары, осуществлявшие контроль за деятельности командиров (ведь среди них были люди политически малограмотные, а то и враждебно настроенные – из офицеров, например). Комиссар части обязан был вникать во всё – от наличия у бойцов портянок и «харчей» до планов боевых действий.
Большую роль сыграли комиссары в развитии Вооружённых сил в межвоенный период. Накануне Великой Отечественной, пройдя краткосрочные курсы, армейскую и флотскую форму надели десятки тысяч коммунистов, ранее находившихся на партийной, советской и хозяйственной работе. Политработников стали готовить и в специальных училищах, в т.ч., осенью 1939 г. было открыто таковое для ВМФ.
С 22 июня 1941 г. значимость политработы возросла многократно. Кроме членов военных советов армий и фронтов, комиссаров и политруков личным примером вели в бой сотни тысяч политбойцов. Перед ними ставилась задача «мобилизации личного состава армии и флота на решительную и самоотверженную борьбу против немецко-фашистских захватчиков».
Большинство политработников имелоа специальное, в том числе военное, образование, тогда как большинство красноармейцев и командиров неполитического состава не имели за спиной даже полного среднего. Зачастую в бою политработники показывали пример бойцам, брали на себя командование в случае гибели командиров. Потери политработников были ничуть не меньше, чем прочих категорий комначсостава, что полностью опровергает бытуемую ныне ложь о том , что «комиссары сидели по землянкам, пока остальные ходили в бой». К примеру, в 1943 г. потери убитыми и ранеными из числа политработников только фронтов, армий и соединений составили около 2 тысяч человек. Среди 11 603 Героев Советского Союза, удостоенных этого звания в годы Великой Отечественной войны, было: членов Военных советов фронтов, флотов, армий, начальников политотделов армий — 7, а всех политработников, начиная от начальника политотдела дивизии и кончая заместителями политруков рот — всего 342, в т.ч., сержантов и рядовых, исполнявших эти должности — 41.
Кстати, первым закрывшим своим телом вражескую амбразуру был младший ротный политрук из 28-й танковой дивизии Северо-Западного фронта Александр Панкратов. Звание Героя ему присвоили посмертно.
Вспомните знаменитый снимок фронтового фотокора Макса Альперта «Комбат» (по-другому: «Политрук продолжает бой»). На нём изображен Алексей Ерёменко — младший политрук 220-го стрелкового полка 4-й стрелковой дивизии 18-й армии. Заменил раненого командира роты и погиб, поднимая бойцов в контратаку. Памятник герою, воздвигнутый в Луганской области по-прежнему на линии огня и устремлён против врагов – бандерофашистов.
9 октября 1942 г. институт комиссаров был заменён институтом заместителей командиров по политический части — замполитов. 120 тысяч политработников перевели на командные должности, три тысячи – в СМЕРШ.
Почему это произошло? Возрос политико-идеологический уровень командиров, настоятельно требовалось единоначалие. Так, маршал Конев говорил Сталину: «Зачем мне нужен комиссар, когда я и сам им был! Мне нужен помощник, заместитель по политической работе в войсках, чтобы я был спокоен за этот участок работы, а с остальным я и так справлюсь. Командный состав доказал свою преданность Родине и не нуждается в дополнительном контроле, а в институте военных комиссаров есть элемент недоверия нашим командным кадрам».
С целью совершенствования руководства парторганизациями действующей армии 7 июня 1944 г. ЦК ВКП(б) принял постановление о создании политических отделов полевых управлений фронтов. Тогда же были учреждены политотделы управлений восьми военных округов. Духовно-патриотический подъём, усиленный чередой побед проявился в росте партийных рядов. Так, в июне 1944-го в партию в действующей армии было принято 122 752 человека, в июле — 139 781, в августе — 139 982. Всего за июнь — декабрь 1944 г. ряды ВКП(б) пополнили 728 274 человека. За три года Великой Отечественной войны удельный вес коммунистов в Вооружённых Силах увеличился вдвое и к концу 1944 г. составил 23% в армии и 31,5% на флоте. В конце 1944 г. в Вооружённых Силах насчитывалось 3 030 758 коммунистов, что составляло 52,6% всей численности партии. Это была поистине воюющая и ударно трудящаяся в тылу партия. Плюс массовый, охватывающий лучшую часть молодежи Комсомол.
Пройдут годы и это выразит песня:
«Ваше слово на той войне,
К сердцу путь самый верный выбрав,
Шло с гранатами наравне,
Со снарядами всех калибров.
Вы бросали людей в штыки,
Наносили врагу удары,
Замполиты, политруки,
А по-прежнему — комиссары.
Обжигая командой рот,
Видно участь у вас такая,
Всюду первыми шли вперёд,
За собою бойцов увлекая…
А к рассвету в огонь опять,
И боёв впереди — без счёта,
Побеждать и насмерть стоять —
Ваша главная партработа!
Хоть седеют давно виски,
Для меня вы ещё не стары,
Замполиты, политруки,
А по-прежнему – комиссары».
После Победы, как и везде, в военно-политическом воспитании стал делаться упор на сочетании поддержания боеготовности с решением задач мирной народно-хозяйственной и культурной жизни. Так, военно-политические училища стали готовить офицеров-специалистов для армейских и флотских культпросветучреждений, военных журналистов, учителей истории и обществоведения. В той когорте много наших земляков. Упомяну среди них инструктора по пропаганде и военно-массовой работе Пермского гарнизонного дома офицеров майора Бориса Серазетдинова. Служба не помешала ему защитить кандидатскую диссертацию по истории, занять видное место в научно-преподавательской общественной сферах. Ещё дальше продвинулся Вячеслав Подпрятов: воевал в «Афгане», вел политработу в ПВАТУ, преподавал в ПВВКИУ, удостоился «иконостаса» наград, сейчас отставной полковник – доктор исторических наук, профессор ПГНИУ.
Свидетельствует ветеран флота, 7 лет командовавшего атомной подводной лодкой каперанг Сергей Козарь: «Я всегда мог положиться на своего замполита. Знал – он человек опытный, всесторонне образованный, культурный, умеющий найти «ключик» к сослуживцам. И сейчас, возглавляя Пермское региональное отделение Всероссийского движения в поддержку флота, я стараюсь опираться именно на таких людей».
А вот свидетельство ветерана РВСН чусовлянина Дмитрия Старцева: «Те, кто утверждает, мол, замполиты были профанами и лишь языками мололи, сами в военной службе ничего не понимают. Замполит ракетного полка в обязательном порядке сдавал экзамен на допуск к самостоятельному боевому дежурству и заступал на него первым номером боевого расчета. Аналогично — в ПВО и в остальных родах войск, и на флоте».
И, наконец, мнения поныне служащих офицеров. Капитан Сергей Иванников: «Моя специальность заместитель командира отдельной радиолокационной роты по воспитательной работе. В соответствии с боевым расписанием все офицеры-воспитатели, так же как и я, занимали ЛЮБОЙ боевой пост, который необходимо было заполнить».
Майор Алексей Теребинов: «Командир заставляет делать, а замполит объясняет солдату, зачем это нужно. Если командир не может заставить — плохо. Если человек не понимает, для чего он что-то делает — тоже не лучше. Командир будет всегда. А кто людям объяснит необходимость правильно и честно выполнять ими свой долг?».
Хороший пример – Пермский филиал Волжского госуниверситета водного транспорта, готовящий кадры и для гражданского флота, и для ВМС. Складывается впечатление: там — в хорошем смысле — «забыли» отменить советские порядки. Курсантов не только учат. Одевают-обувают, кормят, обеспечивают общежитием, организовывают их полноценный досуг. Несколько изменившиеся функции замполита выполняет начальник отдела по воспитательной работе – офицер. В его же ведении культмассвый сектор. Пример тому нынешний – подполковник Андрей Деев. Кредо последнего: «Воспитывать «накачками», вызывать на ковёр провинившихся – бессмысленно. Ты позитивную альтернативу представь, тогда и требуй дисциплины, успеваемости, отказа от вредных привычек».
Итак, всё по пословице о новом, как хорошо забытом старом. И уже то хорошо – забыли далеко не все. Возрождая оправдавшие себя элементы деятельности замполитов, надо делать упор на воспитании патриотизма, преемственности лучших традиций, изживании иллюзий о внеидеологическом характере воспитательной деятельности.

Николай Федоров, полковник запаса,г. Пермь

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30