В Военно-морском флоте России вновь появятся заместители командиров по работе с личным составом. Как сообщается, их главная обязанность — поддержание морально-психологического климата, правопорядка и дисциплины в коллективе, проведение воспитательной работы, причём, не только среди матросов срочной службы и военнослужащих по контракту, но и на офицеров.
29 августа 1991 г. политически, идейно и нравственно обанкротившийся президент СССР Михаил Горбачев подписал Указ «Об упразднении военно-политических органов в Вооружённых силах». После развала Советских Вооружённых сил, провозглашения деидеологизации и департизации, политорганы ушли в прошлое. С 1992 г. прекратилась профессиональная подготовка специалистов соответствующего профиля в военно-учебных заведениях. Система воспитания военнослужащих была разрушена. Остались лишь офицеры-воспитатели, статус которых был горазда ниже. Хотя они могли лично принимать административные решения о поощрении или наказании военнослужащих, ходили в дальние походы, участвовали в учениях и боевых действиях. Но при Анатолии Сердюкове последовало очередное снижение статуса, сокращение многих должностей. Фактически морские воспитатели остались исключительно при штабах и не принимали участия в боевой подготовке экипажей.
А зря! Ведь политико-воспитательная работа явилась важным фактором побед «на земле, в небесах и на море».
Весной 1918 г. в РККА и РККФ появились комиссары, осуществлявшие контроль за деятельности командиров (ведь среди них были люди политически малограмотные, а то и враждебно настроенные – из офицеров, например). Комиссар части обязан был вникать во всё – от наличия у бойцов портянок и «харчей» до планов боевых действий.
Большую роль сыграли комиссары в развитии Вооружённых сил в межвоенный период. Накануне Великой Отечественной, пройдя краткосрочные курсы, армейскую и флотскую форму надели десятки тысяч коммунистов, ранее находившихся на партийной, советской и хозяйственной работе. Политработников стали готовить и в специальных училищах, в т.ч., осенью 1939 г. было открыто таковое для ВМФ.
С 22 июня 1941 г. значимость политработы возросла многократно. Кроме членов военных советов армий и фронтов, комиссаров и политруков личным примером вели в бой сотни тысяч политбойцов. Перед ними ставилась задача «мобилизации личного состава армии и флота на решительную и самоотверженную борьбу против немецко-фашистских захватчиков».
Большинство политработников имелоа специальное, в том числе военное, образование, тогда как большинство красноармейцев и командиров неполитического состава не имели за спиной даже полного среднего. Зачастую в бою политработники показывали пример бойцам, брали на себя командование в случае гибели командиров. Потери политработников были ничуть не меньше, чем прочих категорий комначсостава, что полностью опровергает бытуемую ныне ложь о том , что «комиссары сидели по землянкам, пока остальные ходили в бой». К примеру, в 1943 г. потери убитыми и ранеными из числа политработников только фронтов, армий и соединений составили около 2 тысяч человек. Среди 11 603 Героев Советского Союза, удостоенных этого звания в годы Великой Отечественной войны, было: членов Военных советов фронтов, флотов, армий, начальников политотделов армий — 7, а всех политработников, начиная от начальника политотдела дивизии и кончая заместителями политруков рот — всего 342, в т.ч., сержантов и рядовых, исполнявших эти должности — 41.
Кстати, первым закрывшим своим телом вражескую амбразуру был младший ротный политрук из 28-й танковой дивизии Северо-Западного фронта Александр Панкратов. Звание Героя ему присвоили посмертно.
Вспомните знаменитый снимок фронтового фотокора Макса Альперта «Комбат» (по-другому: «Политрук продолжает бой»). На нём изображен Алексей Ерёменко — младший политрук 220-го стрелкового полка 4-й стрелковой дивизии 18-й армии. Заменил раненого командира роты и погиб, поднимая бойцов в контратаку. Памятник герою, воздвигнутый в Луганской области по-прежнему на линии огня и устремлён против врагов – бандерофашистов.
9 октября 1942 г. институт комиссаров был заменён институтом заместителей командиров по политический части — замполитов. 120 тысяч политработников перевели на командные должности, три тысячи – в СМЕРШ.
Почему это произошло? Возрос политико-идеологический уровень командиров, настоятельно требовалось единоначалие. Так, маршал Конев говорил Сталину: «Зачем мне нужен комиссар, когда я и сам им был! Мне нужен помощник, заместитель по политической работе в войсках, чтобы я был спокоен за этот участок работы, а с остальным я и так справлюсь. Командный состав доказал свою преданность Родине и не нуждается в дополнительном контроле, а в институте военных комиссаров есть элемент недоверия нашим командным кадрам».
С целью совершенствования руководства парторганизациями действующей армии 7 июня 1944 г. ЦК ВКП(б) принял постановление о создании политических отделов полевых управлений фронтов. Тогда же были учреждены политотделы управлений восьми военных округов. Духовно-патриотический подъём, усиленный чередой побед проявился в росте партийных рядов. Так, в июне 1944-го в партию в действующей армии было принято 122 752 человека, в июле — 139 781, в августе — 139 982. Всего за июнь — декабрь 1944 г. ряды ВКП(б) пополнили 728 274 человека. За три года Великой Отечественной войны удельный вес коммунистов в Вооружённых Силах увеличился вдвое и к концу 1944 г. составил 23% в армии и 31,5% на флоте. В конце 1944 г. в Вооружённых Силах насчитывалось 3 030 758 коммунистов, что составляло 52,6% всей численности партии. Это была поистине воюющая и ударно трудящаяся в тылу партия. Плюс массовый, охватывающий лучшую часть молодежи Комсомол.
Пройдут годы и это выразит песня:
«Ваше слово на той войне,
К сердцу путь самый верный выбрав,
Шло с гранатами наравне,
Со снарядами всех калибров.
Вы бросали людей в штыки,
Наносили врагу удары,
Замполиты, политруки,
А по-прежнему — комиссары.
Обжигая командой рот,
Видно участь у вас такая,
Всюду первыми шли вперёд,
За собою бойцов увлекая…
А к рассвету в огонь опять,
И боёв впереди — без счёта,
Побеждать и насмерть стоять —
Ваша главная партработа!
Хоть седеют давно виски,
Для меня вы ещё не стары,
Замполиты, политруки,
А по-прежнему – комиссары».
После Победы, как и везде, в военно-политическом воспитании стал делаться упор на сочетании поддержания боеготовности с решением задач мирной народно-хозяйственной и культурной жизни. Так, военно-политические училища стали готовить офицеров-специалистов для армейских и флотских культпросветучреждений, военных журналистов, учителей истории и обществоведения. В той когорте много наших земляков. Упомяну среди них инструктора по пропаганде и военно-массовой работе Пермского гарнизонного дома офицеров майора Бориса Серазетдинова. Служба не помешала ему защитить кандидатскую диссертацию по истории, занять видное место в научно-преподавательской общественной сферах. Ещё дальше продвинулся Вячеслав Подпрятов: воевал в «Афгане», вел политработу в ПВАТУ, преподавал в ПВВКИУ, удостоился «иконостаса» наград, сейчас отставной полковник – доктор исторических наук, профессор ПГНИУ.
Свидетельствует ветеран флота, 7 лет командовавшего атомной подводной лодкой каперанг Сергей Козарь: «Я всегда мог положиться на своего замполита. Знал – он человек опытный, всесторонне образованный, культурный, умеющий найти «ключик» к сослуживцам. И сейчас, возглавляя Пермское региональное отделение Всероссийского движения в поддержку флота, я стараюсь опираться именно на таких людей».
А вот свидетельство ветерана РВСН чусовлянина Дмитрия Старцева: «Те, кто утверждает, мол, замполиты были профанами и лишь языками мололи, сами в военной службе ничего не понимают. Замполит ракетного полка в обязательном порядке сдавал экзамен на допуск к самостоятельному боевому дежурству и заступал на него первым номером боевого расчета. Аналогично — в ПВО и в остальных родах войск, и на флоте».
И, наконец, мнения поныне служащих офицеров. Капитан Сергей Иванников: «Моя специальность заместитель командира отдельной радиолокационной роты по воспитательной работе. В соответствии с боевым расписанием все офицеры-воспитатели, так же как и я, занимали ЛЮБОЙ боевой пост, который необходимо было заполнить».
Майор Алексей Теребинов: «Командир заставляет делать, а замполит объясняет солдату, зачем это нужно. Если командир не может заставить — плохо. Если человек не понимает, для чего он что-то делает — тоже не лучше. Командир будет всегда. А кто людям объяснит необходимость правильно и честно выполнять ими свой долг?».
Хороший пример – Пермский филиал Волжского госуниверситета водного транспорта, готовящий кадры и для гражданского флота, и для ВМС. Складывается впечатление: там — в хорошем смысле — «забыли» отменить советские порядки. Курсантов не только учат. Одевают-обувают, кормят, обеспечивают общежитием, организовывают их полноценный досуг. Несколько изменившиеся функции замполита выполняет начальник отдела по воспитательной работе – офицер. В его же ведении культмассвый сектор. Пример тому нынешний – подполковник Андрей Деев. Кредо последнего: «Воспитывать «накачками», вызывать на ковёр провинившихся – бессмысленно. Ты позитивную альтернативу представь, тогда и требуй дисциплины, успеваемости, отказа от вредных привычек».
Итак, всё по пословице о новом, как хорошо забытом старом. И уже то хорошо – забыли далеко не все. Возрождая оправдавшие себя элементы деятельности замполитов, надо делать упор на воспитании патриотизма, преемственности лучших традиций, изживании иллюзий о внеидеологическом характере воспитательной деятельности.
Николай Федоров, полковник запаса,г. Пермь