АУКНУЛОСЬ СОВЕТСКОЕ

С подачи главы Минобрнауки РФ О.Васильевой Госдума разрабатывает законопроект о трудовом воспитании школьников.

И вспомнилось. Мы подростки 60-х — 70-х кто больше, кто меньше — понимали полезность школьных уроков труда. Пусть даже на уровне простейших навыков, но мы овладевали столярным ремеслом, учились работать с железом. Изготовленные нами кашпо заполнялись цветами, а вешалочные крючки использовались в школьном гардеробе. Никто не отлынивал от сбора макулатуры и металлолома, посадки деревьев. Еще и соревновались. Волокли в школу все, что плохо лежало. Радовались, вырываясь вперед. Гордились, получая за это почетные грамоты.

С пятого класса – что ни сентябрь – однодневные выезды на уборку картошки. С седьмого – один летний месяц — в лагерь труда и отдыха (ЛТО) при совхозе.

Капля дегтя в бочке меда? Как без нее. Школьникам доверяли преимущественно примитивный и монотонный труд. С символической оплатой или вообще без таковой. С девятого класса для профориентации отправляли на занятия в учебно-производственные комбинаты, где наскоро прививали азы рабочих профессий и где большинство просто убивало время. Индивидуальный же денежно-возмездный труд, мягко говоря, не поощрялся. Тема детских денег плохо вписывалась в педагогические каноны и ее старались избегать.

Помню, я двенадцатилетний пацан на каникулах ремонтировал овощные ящики (2 рубля 45 копеек за сотню). На следующий год, чуть подокрепнув, подался в грузчики — на тракторный прицеп и грузовик.

Приработок взрослил лучше всяких поучений. На заработанные за лето 60-80 рублей мне покупали одежду, обувь и портфель к новому учебному году. С десятку оставалось на культурно-развлекательные нужды – кино, тир, карусели… Эти деньги воспринимались мною совершенно иначе, нежели, например, добытые сбором и сдачей бутылок (бомжей-конкурентов тогда не было). Я твердо усвоил: зарплата — не манна небесная, не само собой разумеющееся «даяние», а эквивалент труда. Без всякой патетики.

Заработанные деньги, как правило, тратятся подростком с толком, а не бездумно маркитанятся. В этом их огромное преимущество перед халявой.

В 1975 году, закончив восемь классов, вместе с друзьями-одноклассниками полтора месяца проработал формовщиком на обувной фабрике. Бесконечный подстегивающий конвейер с набитыми на колодки заготовками. Напряженный темп монотонно-однообразного труда с семи тридцати до 16.00; каждые два часа прерываемого пятиминутками, получасовой перерыв. Рабочий день как у взрослых – восемь часов (за сверхурочные доплачивали). Пакет молока «за вредность» с взятым из дома хлебом и огурцом-помидором на обед. Гул. Специфические запахи резины, кожезаменителя и клея. Теплый мелко вибрирующий станок.

Ныне проблема подросткового приработка встала куда острее. Усиленно пиаримое волонтёрство? Да, волонтёры занимаются благоустройством улиц и парков города, озеленением, уходом за памятными и историческими местами города, мелкими строительными работами в учреждениях социальной сферы. Подобные программы, как правило, финансируемые центрами занятости, существуют и в ряде городов Прикамья. Только что-то не очень много желающих пополнить их ряды. Вглядитесь, среди благоустроителей в основном гастарбайтеры, в том числе, подростки. Вон таджичёнку Рашиду едва 14 исполнилось, а он на рынке в Заостровке и грузчик, и подметала, и на побегушках…

Соблазны множатся, а денег на них, особенно в кризис, у многих семей не хватает. Кое-кому приходится задуматься о том, как бы взрослым помогая, на хлеб насущный заработать. Наиболее реалистически настроенные политики, в противовес ханжам ставят вопрос ребром: лучше детский труд, чем детский голод. Озабочены даже новые хозяева жизни. Они, в большинстве своем, «буром» пробивали себе дорогу, «пахали», не гнушаясь ничем, правдами и неправдами сколачивали капиталы. Тем временем выросло поколение инфантильных белоручек, умеющих только проматывать. Поневоле обеспокоишься! И вот уже со страниц суперэлитного журнала следует предостережение: «В сколь престижном ВУЗе не учился бы ваш ребенок, это не даст ему ничего, если он с самого детства не начнет проходить уроки в школе жизни и учиться… зарабатывать деньги».

Назрела необходимость срочно узаконить коллективную общественно-полезную занятость несовершеннолетних граждан с элементами детского самоуправления под надзором взрослых, имеющих педагогическое образование, а также обеспечить этим субъектам государственную и общественную поддержку в случае их наделения статусом «ученическое предприятие». Узаконили же возможность заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью с 14 лет. Предусмотреть реальные преимущества предприятиям и фирмам, в которых заняты подростки.

Есть возражения?

Аркадий Константинов

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30