ВЕСНЕ НАВСТРЕЧУ

Тогда, в 17-м некоторым нашим «благонамеренным» землякам казалось: коль февральские «эксцессы» позади, коль в центре и на местах утвердилась власть Временного правительства, то скоро всё должно уладиться. Война пойдёт «до победного конца», народ и дальше будет терпеливо переносить тяготы. На самом же деле события, в том числе, у нас в Прикамье, развивались по нарастающей.
Массы были настроены и действовали куда как решительней, я бы даже сказал, нетерпеливее, чем политические партии. Собрания трудовых коллективов явочным порядком вводили на своих предприятиях 8-часовый рабочий день, создавали отряды Рабочей милиции, а, затем, Красной гвардии, требовали повышения зарплаты, отмены штрафов, под улюлюканье вывозили на тачках ненавистных начальников. Так было, к примеру, на Мотовилихинском пушечном заводе и ряде других местных предприятиях. Волновались солдаты дислоцированных здесь запасных частей. Томящиеся в длиннющих очередях женщины, как это, например, произошло в Кунгуре и Осе, набрасываясь на лавочников, заставляли их продавать (причём, по фиксированным ценам) припрятанное продовольствие…
Беспрецедентной «школой политической самодеятельности» для сотен тысяч трудящихся, многие из которых лишь сейчас стали проявлять активную жизненную позицию, явились митинги. Вот, к примеру, найденный мной в краевом госархиве отчёт об одном из них, проходившем на Левшинской пристани: «…Среди русских рабочих-грузчиков, составляющих основную массу здешнего населения, возникло сильное возбуждение на экономической почве против грузчиков же инородцев: татар, армян, корейцев и прочих. Они нашли, что последние отбивают у них заработок и понижают расценку по нагрузке баржей разного рода товаром, преимущественно металлом. Ввиду этого русские рабочие потребовали от грузовладельцев и грузчиков-инородцев удаления этих последних с работ. Дело приняло было… острый и грозный оборот… Однако конфликт был улажен… прибывшим в Левшино одним из членов Пермского совета рабочих и солдатских депутатов. Уже поздним вечером, собрав грузчиков разных национальностей возле полотна железной дороги, ведущей к пристани, оратор, поместившись на опрокинутой пустой бочке, устроил импровизированный народный митинг. Условия для его выступления были неблагоприятны: было холодно, а речь его прерывалась свистом паровозов и грохотом поездов и, нередко, гулом и возгласами. Но несмотря на всё это, он убедил рабочих горячим словом: «…нельзя основывать свои требования на племенной, национальной и религиозной розни. Нельзя проявлять ненависть к своим … товарищам по тяжёлому труду и лишениям, нельзя строить своё материальное благополучие на обидах других, они не эксплуататоры, а те же братья-рабочие; что у них тоже есть семьи с малыми детьми, нуждающимися часто во всём самом необходимом; что в Баку, например, и других кавказских городах работают вместе и русские, и татары, и армяне, и грузины, и черкесы, — однако, эти инородцы не гонят от себя русских, хотя в том краю преобладают инородцы. Гораздо чаще и больше вредит грузчику нуждающийся же русский же крестьянин, являющийся сюда в свободное от полевых работ время заработать несколько лишних десятков рублей. Если левшинцам-грузчикам и удастся прогнать от себя инородцев, придётся пополнить их ряды новыми рабочими, т.к. из Левшина необходимо направить возможно скорее более 380 тысяч пудов металла на заводы,.. выделывающие военные снаряды. Чтобы застраховать себя от безработицы, понижения заработка и зависимости от грузовладельцев, оратор настойчиво советовал левшинцам, по примеру грузчиков Перми, организоваться в артель… Против этого предложения голосовал только один человек».
Приведённый выше факт актуален поныне! Ведь и современные предприниматели, при поддержке властей, норовят расколоть ряды трудящихся, натравливая их друг на друга, на «инородцев-гастарбайтеров».
Жадно ловили сообщения из столицы. Газеты всех политических направлений буквально расхватывались. Повсюду устраивались коллективные читки и обсуждения. В Красных казармах начальство попробовало было запретить это, но натолкнулось на решительный отпор солдатской массы.
Следующий факт тогда мог показаться малозначительным. 11 марта на Пермь Вторую прибыл поезд, с которого сошла группа освободившиеся из сибирской ссылки революционеров. Им предстояла пересадка на Питер. Поскольку стоянка оказалась довольно продолжительной – в первую очередь пропускались и без того выбивавшиеся из графика, воинские эшелоны, путники прогулялись по городу, пообедали в станционном буфете, прикупили снеди в близлежащих лавках, зашли на телеграф, где отбили депешу В.И. Ленину в Швейцарию: «Salut fraternal Ulianow… Aujourdhui partons Petrograd… Kamenew, Muranow, Stalin (Братский привет Ульянову… Сегодня выезжаем в Петроград… Каменев, Муранов, Сталин».
Ленин узнал о победе буржуазно-демократической революции в России 2 (15) марта, а 4 (17) марта он разработал и послал в Христианию (Осло) для руководства большевикам, отъезжавшим в Россию, первый набросок тезисов, в котором Временное правительство оценивалось как правительство буржуазии и помещиков, вырвавшее власть из рук пролетариата, из-за его недостаточной политической зрелости. Меньшевики и эсеры характеризовались как мелкобуржуазные политики, идущие на поводу у буржуазии и помещиков. «Полное недоверие, никакой поддержки новому правительству; Керенского особенно подозреваем», — телеграфировал Ленин в Петроград 6 (19) марта. Телеграмма была оглашена на заседании Русского бюро ЦК РСДРП (б) 13 (26) марта и в тот же день на заседании Исполнительной комиссии Петербургского комитета. В последующих письмах Ильич предостерегал большевиков от блоков, союзов и соглашений с оборонцами, вчерашними ликвидаторами, а также с колеблющимися в сторону оборончества социалистами. В «Письмах из далека» лидер большевиков определил задачу перехода к социалистической революции, создания пролетарского государства, сформулировал идеи, развитые затем в книге «Государство и революция». Призывая российских рабочих заменить старую государственную машину новой, Ленин высказывал твердое убеждение в том, что в процессе революционного творчества масс должен быть создан новый тип государственности — государство трудящихся. «Письма…» разоблачают империалистическую политику Временного правительства, которое под прикрытием лозунгов о защите завоеваний революции продолжало империалистическую войну. Ленин подчеркнул, что и после свержения царизма остается в силе программа мира, выдвинутая партией большевиков в 1915 году: отказ от выполнения царских договоров, опубликование их, немедленное перемирие, мир на условиях освобождения колоний, зависимых, угнетенных и неполноправных народов, призыв к рабочим всех стран свергнуть их правительства и взять власть в свои руки, отказаться от уплаты долгов буржуазных правительств на ведение преступной войны. Ленинские слова давали ответ на вопрос, как вырваться из войны, каким путем прийти к справедливому жизнеустройству.
Упомяну также , написанные незадолго до отъезда в Россию ленинское обращение «Товарищам, томящимся в плену». В нём давалась большевистская оценка революции в России, характеристика антинародного Временного правительства; Ленин призывал солдат по возвращении на родину включиться в активную борьбу на стороне революционного народа.
Напомним, пермяками были укомплектован 194-й Троицко-Сергиевский полк, другие части. Уже в августовских боях 1914 г. они обильно усеяли своими телами немецкие и австро-венгерские земли, многие попали там в плен. Взять хотя бы Семёна Ижикова, в прошлом мотовилихинского мастерового. Ему выпало томиться в лагере для военнопленных Эстергом. Кормили там впроголодь, спать приходилось на голых нарах, заворачиваясь в истрёпанную шинелишку, барак продувало… Выручали умелые руки. Семён за краюху хлеба кому кружку из жестяной банки изготовит, кому деревянную ложку… Большинству пленников пришлось куда горше. Мёрли десятками тысяч.
В «Прощальном письме к швейцарским рабочим», выражая от имени отъезжавших на родину большевиков глубокую признательность за товарищеское отношение, Ленин обращался также к рабочим других стран. Он писал о том, что объективные условия, созданные империалистической войной, ставят все человечество перед выбором — или дать погибнуть еще миллионам людей, или передать власть «во всех цивилизованных странах» в руки революционного пролетариата, осуществить социалистическую революцию. Ленинские работы, посвященные обобщению уроков первой русской революции, разработке положений о перерастании революции буржуазно-демократической в революцию социалистическую, вывод Ленина о возможности победы социализма первоначально в одной стране давало большевиками и рабочему классу ясную перспективу. Однако надо было донести это до партии и всего народа, творчески применить теорию к своеобразной обстановке, которая сложилась в России после свержения самодержавия.
В Прикамье весна тогда подзадержалась. Зато она будет очень тёплой. А лето – жарким. В политическом смысле – тоже.
Аркадий Константинов

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30