Недавно в Перми при участии коммунистов прошла научно-практическая конференция «Патриотическое и гражданское воспитание в XXI веке».
Выступавшие на ней учёные, педагоги, работники культуры, общественники подчёркивали: формирование поколений патриотов острейшая проблема, от решения которой зависит не только настоящее, но и будущее нашей страны. Делились опытом, полемизировали.
Вот из выступления поэта И.Тюленёва: «Сорняки возобладали над посевами. Нынешняя российская власть не сплачивает общество. Она норовит воспитывать не патриотов, а верноподданных. Патриотизм не приложение к государству, а наоборот. На либеральных лжеценностях долго не протянуть».
В рамках конференции было проведено два круглых стола. На первом обсуждались культурно-исторические аспекты патриотического воспитания. Здесь, в частности, состоялась дискуссия о содержании понятия «патриотизм». Доктор исторических наук М.Суслов предложил рассматривать патриотизм как явление исторически и социально обусловленное. По его словам, это необходимый атрибут государственной идеологии. Поэтому к нему рано или поздно обращаются даже режимы, декларирующие интернационализм в самых, казалось бы, радикальных формах. Если для основных классов дореволюционной России патриотизм органичен как следующий из особых отношений аристократии и крестьянства к земле, то для СССР обращение к патриотизму было вызвано осознанием его реальной необходимости – и в этом один из уроков советского опыта. «Грань между патриотизмом и национализмом (шовинизмом) очень тонка. Патриотизм – мощное и страшное оружие; вопрос в том – кто его использует».
Экс-министр культуры, ныне руководитель регионального отделения Российского военно-исторического общества И.Гладнев, напротив, представил патриотизм как константу национальной истории, как единую систему исторических оценок «за», цепочку выборов: патриот всякий раз оказывается на стороне героев, строителей державы, защитников народа. Кандидат исторических наук А.Константинов сделал акцент на том, что патриотизм – один из факторов самосохранения общества перед лицом внешних и внутренних угроз, будь то гитлеровское нашествие или глобализация, фактор социализации поколений на основе преемственности их лучших черт и достижений. То же самое – на уровне отдельной личности.
Участники круглого стола отметили ощутимые недостатки в организации воспитательной сферы Прикамья. В частности, в краевом центре нет музеев литературы, прикладного искусства, флота. О последнем высказался А.Константинов: «Разорены Камское речное пароходство, судозавод, множество других, связанных с флотом предприятий и организаций. Документы и экспонаты – т.е. овеществлённая память о них растащены, частично пропала. До основания разрушено историческое здание Речного училища, в котором мы, энтузиасты и собирались открыть такой музей». Директор Пермского художественного училища Г.Сметанин: «Прикамье достойно лучшей доли, в частности, высокохудожественных памятников, а не «красных человечков», не гигантской «поленницы», не надкушенного яблока…»
Тема второго круглого стола — военно-патриотическое воспитание. С.Плетнёв начштаба Пермского краевого центра военно-патриотического воспитания подробно остановился на подготовке молодёжи к военной службе. Н.Хачетлов – председатель Пермского регионального отделения привёл яркие примеры того, как он сам и возглавляемая им организация возвращают «прихватизированные» было военные городки, стрельбища. Главной проблемой, которая не позволяет в крае проводить системную работу по военно-патриотическому воспитанию в крае с участием всех заинтересованных в этом сторон – это отсутствие межведомственной комиссии по взаимодействию в вопросах военно-патриотического воспитания.
Пресс-служба Пермского крайкома КПРФ
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.