1917: НА НОВОМ ЭТАПЕ

Лето тогда, не в пример нынешнему, выдалось жаркое. В политическом смысле — тоже.
Листаю выцвевшие архивные документы и газеты… 25 июля в Перми торжественно провожали на фронт сформированный здесь женский «батальон смерти». Батальон – это скорее на бумаге, поскольку насчитывал таковой всего 114 «доброволок» (для сравнения: роте и той полагалось иметь 226 бойцов). Пермская гордума постановила к 15 августа закрыть все публичные дома. Вполне благонамеренная «Пермская земская неделя» писала: «Среди крестьян раздаются голоса, призывающие к немедленному разделу земли», «…В окопах слышен вопль народа «Долой войну!». И тут же поучала, мол, надо терпеливо ждать, когда власть проведёт аграрную реформу, надо воевать до победного конца.
Буржуазная пресса вовсю шельмовала большевиков, называя их изменниками делу революции, заявляя, что те «поделом оказались на обочине столбовой дороги, по которой движется революционно-демократическая Россия».
Между тем, находившаяся на полуподпольном положении, большевистская партия не только отражала нападки, но и набирала силы для решающего сражения, росла численно. Очередное тому подтверждение – состоявшийся 8-16 августа в Питере её VI-й съезд. Среди 266 делегатов и уральцы, в т.ч., от Прикамья Ф.Лукоянов, А.Борчанинов, И.Карякин, С.Баранов, А.Белобородов, А.Кузьмин, Ф.Голощёкин, И.Малышев, С.Устинов.
Из съездовских материалов узнаём, что прикамская большевистская организация насчитывала в своих рядах 2600 членов. Для сравнения: эсеры «приблизительно 2500», меньшевики – 300. Со стороны последних проявлялось стремление «обезличить нашу организацию под предлогом единения сил, например, запрещение некоторых лозунгов.., митингов». Наибольшее влияние «среди рабочих и, отчасти, солдат». Источники финансирования – «почти исключительно членские взносы». Своей газеты нет; вообще издательские возможности «крайне незначительные». Листовки и те приходилось печатать в Екатеринбурге. О деятельности в местных органах власти: «Наши фракции настолько слабы, что лишены возможности влиять на их работу». Исключение – Мотовилиха, во всё более левеющем Совете которого «сильная фракция, имеющая громадное влияние» — 19 депутатов из 50. Оно и понятно, там основную массу электората составляли не чиновники, купцы, мещане, а пролетарии. О влиянии в общественных организациях: «никакого, кроме профсоюзных и заводских комитетов, где утвердились прочно». «Силовая составляющая»: хорошо вооружённая и сплочённая рабочая милиция Мотовилихи, охраняющая завод и патрулирующая улицы, может быть пополнена и развёрнута в боевой отряд. То же самое в других заводских городах и посёлках. В Перми же милиция «только правительственная, ничем не отличающаяся от старой полиции, пользующаяся безусловным недоверием населения». Массовая агитация ведётся, в основном, среди трудящихся, в т.ч., через мотовилихинский заводской клуб, где «мы фактически являемся господами положения». На ряде предприятий «фактически осуществлён» рабочий контроль.
В докладе ЦК, сделанном Сталиным, была дана принципиальная оценка политической и социально-экономической ситуации, определены перспективы, намечен курс на свержение вооружённым путём диктатуры контрреволюционной буржуазии и завоевания власти пролетариатом в союзе с беднейшим крестьянством. Съезд временно снял лозунг «Вся власть Советам», указав, что пока надо, не отказываясь от работы в них, завоёвывать таковые на свою сторону. В хозяйственно-экономической сфере предполагались рабочий контроль над производством и распределением, национализация крупной промышленности и банков; конфискация помещичьих земель, наделение ею крестьян. Сталин: «Эти лозунги снискали себе симпатии рабочих и солдат. Эти лозунги оказались верными, и мы, борясь на этой почве, сохранили за собой массы. (…) Революция вплотную подошла к необходимости социалистических преобразований». По сталинской оценке в стране сложилась «диктатура империалистической буржуазии и контрреволюционного генералитета». И далее: «Правительство, внешне борющееся с этой диктатурой, на деле исполняет её волю, являясь лишь ширмой, прикрывающей её от народного гнева. Обессиленные и обесчещенные Советы своей политикой бесконечных уступок лишь дополняют картину, причём, если их не разгоняют, то потому, что они …нужны как удобное прикрытие. Раньше мы стояли за мирный переход власти к Советам, при этом предполагалось, что достаточно принять в ЦИК Советов решение о взятии власти, чтобы буржуазия мирно очистила дорогу. (…) С разоружением Советов и низведением их фактически до степени простых «профессиональных» организаций, положение изменилось. Теперь с решениями Советов не считаются. Теперь для того, чтобы взять власть, нужно предварительно свергнуть существующую диктатуру. Свержение диктатуры империалистической буржуазии — вот что должно быть теперь очередным лозунгом партии. Мирный период революции кончился. Наступил период схваток и взрывов».
В докладе об организационной деятельности отмечалось, что с весны число членов партии увеличилось втрое, а число организаций больше чем удвоилось. Особенно быстро — в индустриальных центрах Урала.
В вопросе о работе партии в профессиональных союзах съезд осудил оппортунистскую теорию нейтральности профсоюзов и определил их задачи в новых политических условиях как боевых организаций рабочего класса.
Съезд поставил задачу активизации работы среди молодёжи, поддержки создаваемых ею союзов. Кстати, прообраз комсомольской организации к тому времени уже существовал в Мотовилихе.
Съезд высказался против явки Ленина, находившегося в Финляндии, на суд, считая: это будет расправа над вождём.
Съезд принял новый Устав партии. Параграф о членстве дополнился требованием подчинения членов решениям парторганов; были установлены рекомендация двух партийцев при приеме новых членов и утверждение их кандидатур собранием парторганизации, а также регулярная уплата членских взносов — 1 % от зарплаты.
Съезд принял резолюцию «О пропаганде», в которой указывалось на необходимость усиления агитационно-пропагандистской работы партии в массах, на открытие курсов по подготовке пропагандистов из среды пролетарской интеллигенции, на издание газет и книг. В т.ч., издаётся манифест партии «Ко всем трудящимся, ко всем рабочим, солдатам и крестьянам России». «Готовьтесь же к новым битвам, наши боевые товарищи! Стойко, мужественно и спокойно, не поддаваясь на провокацию, копите силы, стройтесь в боевые колонны! Под знамя партии, пролетарии и солдаты! Под наше знамя, угнетенные деревни!», — говорилось в заключительной его части.
Делегаты разъезжались, имея чёткую программу действий, веря в торжество дела, за которое борются. Вглядитесь-ка в лица тогдашних лидеров пермских большевиков. Именно им предстояло возглавить в Прикамье решающий штурм.


А.Константинов, канд.ист.наук

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30