ТЕАТР КВАЗИБОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Годовщина августовских «гэкачепистских» событий 91-го хоть и не круглая, но она повод вспомнить и вновь попытаться разобраться в том, что же тогда произошло. Тем более, мне выпало стать очевидцем происходившего.
18 августа. Первое, что я – молодой журналист – отметил по прилёту в Ригу – армейские и омоновские посты, патрули, блокпосты, бэтээры. С телеэкранов и страниц газет – сообщение о переходе власти к ГКЧП, призывы к спокойствию и заявления о решимости любой ценой восстановить конституционный строй.
Утро 19-го. В рижском горкоме КПСС услыхал, мол, ситуация под контролем, в ближайшее время начнется формирование вспомогательных отрядов из коммунистов, всех, кто за Советскую власть. Для них подбирается комсостав, выделяются обмундирование, оружие и спецсредства. Случись такое, вступил бы я? Скорее всего — да.
Противостоящий лагерь, оправившись от шока, выплеснулся на площади демонстрациями, листовками, настенными лозунгами.
Над городом – низко-низко — барражировали вертолеты. Под ногами – битое стекло. Реденькие хлопки выстрелов и разрывов гранат со слезоточивым газом. У всех смоченные носовые платки и случайные тряпки – вместо противогазов. На одной из площадей толпу рассекла шеренга солдат в невиданных доселе шлемах и бронежилетах.
Возвращаюсь в горком. Цепь недоброжелателей вокруг него смыкалась. Раздавались выкрики-призывы громить «осиное гнездо». Кое-как протиснулся… Кругом беспорядок. Накурено донельзя. На столе — вперемешку — бумаги, портативная армейская рация (телефонную связь отключили), остатки еды. На полу тюки так и не распространенных листовок. «Что нового?» – спрашиваю. Ответ уклончивый: «Обстановка сложная и усложняется час от часу. Надо сохранять выдержку…».
Все становится ясно. Эти недоделанные декабристы, достигнув кратковременного перевеса сил, не закрепили успеха, а стали пассивно ждать победы в Москве и присылки оттуда подмоги. Какие там к черту вспомогательные отряды! Какая раздача оружия! Сами себя обманывали! Посидят еще некоторое время. Пожгут документы. И попытаются скрыться.
21-е. Эйфория победы над «Империей зла». Латыши ходят со значками и лентами цветов национального флага на груди. Сброшен с постамента памятник Ленину, со зданий срывают советскую символику. Русские держатся тише воды, ниже травы.
Воинские подразделения вернулись в свои городки. Наглухо запертые ворота пестрят граффити (все больше свастика в звезде), надписями: «Оккупанты – вон!», «Ваня – домой к Мане!»…
С тем и улетел.
По возвращении в Пермь, кинулся к единомышленникам. Рассказал о виденном и слышанном, показал вырезки из латвийских газет, листовки, фотографии. Узнал о том, как и кого «путчило» эти дни здесь.
Оказывается, узнав о «путче» местные демократы распространили обращения и указы президента России Ельцина, объехали воинские части и училища, агитируя за поддержку «законной власти». На стенах появились лозунги «Люди, проснитесь, в Москве – танки!!!», «Нет Хунте ГКЧП!!!», «Фашизм не пройдет!!!»… И нескончаемые митинги. Пермские власти, особенно партийные, растерявшись, тянули время, отделывались ни к чему не обязывающими фразами, а потом просто «выпали в осадок». Силовые структуры были приведены в полную боевую готовность (курсантам училища МВД, например, выдали оружие и спецсредства), однако они заняли нейтральную позицию.
В августовских событиях слишком много загадочного. С определенностью можно сказать лишь, что версия о народной демократической революции, свергнувшей тоталитарную диктатуру, полностью несостоятельна. Большинство граждан СССР не поддержало призывы к отпору. Заместитель московского мэра, а в дальнейшем — мэр, Ю. Лужков, в книге «72 часа агонии», написанной сразу после «путча», вскользь признал, что москвичи симпатизировали ГКЧП. Лишь в Москве, Ленинграде и нескольких крупных городах происходили митинги. У «Белого Дома» были сооружены бутафорские баррикады, вряд ли способные больше, чем на несколько минут, задержать бронетехнику.
Точно так же нельзя считать события 19-21 августа путчем, провалившимся из-за бездарности организаторов, поскольку советские спецслужбы имели опыт установления военного положения (Восточная Германия, Венгрия, Чехословакия, Польша).
Судя по всему, августовские события были грандиозной мистификацией, в которой определенные, заранее расписанные роли играли как «путчисты», так и «защитники свободной России».
Разыгралось театрализованное действо, изображавшее «победу демократии» — такое, при котором народ, за исключением массовки возле Белого Дома, не должен был принимать участия. В самом деле, члены ГКЧП имели огромные полномочия и достаточный опыт для того, чтобы в одну ночь силами спецподразделений арестовать лидеров демократов в Москве и сепаратистов в республиках. Вместо этого в столицу вводятся танки, которые несколько часов, с остановками на красный свет, ползут к центру. Армейское командование неоднократно делает заявления, что у солдат нет боевых патронов, словно подстрекая робеющих идти на баррикады.
Продолжали выходить все газеты. Региональные и республиканские теле- и радиостанции бесперебойно передавали информацию демократов и сепаратистов. Даже в главной информационной программе центрального ТВ «Время» показали сюжет с Ельциным на танке перед Белым домом, зачитывающим документы, осуждающие ГКЧП. Не отключалась телеграфная и телефонная связь.
Члены ГКЧП, выступая по центральному ТВ с трясущимися руками, заявляют: Президент болен, и они действуют с его согласия. Учитывая неприязнь народа к Горбачеву, гораздо больший пропагандистский эффект имело бы заявление о низложении его за государственную измену.
Наконец, «путчисты» не сделали ни малейшей попытки обратиться к своим сторонникам с призывом проводить акции поддержки. Мы в эти три дня, в соответствии с распоряжениями ГКЧП, не выходили на митинги и шествия, не вывешивали лозунги, не выставляли пикетов. То есть нам, по существу, связали руки. А оппозиция действовала безнаказанно.
Солдаты, которым надоело непонятно зачем торчать возле «Белого Дома», то ли охраняя, то ли блокируя его, начали постепенно возвращаться в пункты постоянной дислокации. Но для «народной революции» нужна праведная кровь, павшие герои. И неслучайно именно при отходе бронетехники в подземном переходе спровоцировали нападение «белодомовских защитников» на боевую машину пехоты. Я прекрасно знаю ее тогдашнего командира – ныне генерал-полковника, командующего российской военной группировкой в Сирии С.Суровикина. Под гусеницами его БМП погибли В. Усов, Н. Комарь, И. Кричевский. Эта троица словно специально подобранна по пунктам анкет о национальности и социальному положению: русский, украинец, еврей, предприниматель, рабочий, студент. Символично: они последние Герои Советского Союза и первые кавалеры медали «Защитнику свободной России».
Последовали подозрительные самоубийства министра внутренних дел Б.Пуго, маршала С.Ахромеева, нескольких высокопоставленных партаппаратчиков. Концы в воду.
Аркадий Константинов

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30