АПК России: 20 лет спустя

Двадцать лет назад в России насчитывалось 48 тысяч крупных коллективных хозяйств на селе. Сегодня их количество сократилось впятеро, и 30% из них стали убыточными. Страна вернулась к мелкотоварному производству и натуральному хозяйству с преобладанием ручного труда, каким оно было 100 лет назад. Сегодня более половины продуктов животноводства и 90% плодоовощной продукции производятся в личных подворьях граждан. На смену машинам пришел труд с сохой и лопатой. По производительности труда в сельском хозяйстве страна в 8 раз отстала от уровня Евросоюза. Только ветер гуляет

Эту печальную картину подтверждает и мониторинг из космоса. С 1990 по 2002 год было зафиксировано, что площадь посевных уменьшилась на 33 млн. гектаров. Теперь, по данным ученых, запустение коснулось уже 41,5 млн. гектаров. Причем запустение идет быстрее и интенсивнее, чем фиксируется в отечественном кадастре. В нескольких областях Нечерноземья (Псковской, Костромской, Вологодской) зарастание мелколиственными породами деревьев достигает 40—60% пахотных земель.

Но не только зарастание съедает пашню: 6 миллионов гектаров затянуло топью болот. Огромные площади посевов в Оренбургской, Саратовской, Волгоградской, Астраханской областях, Калмыкии и Ставропольском крае ежегодно съедает саранча, борьба с которой прекращена с уходом советских времен. Там сельхозугодья ничто не спасает от опустынивания, эрозии и засоления почв.

Раньше страна гордилась тем, что после коллективизации, освоения целинных и залежных земель был сделан стремительный рывок от единоличных подворий к крупнотоварному и интенсивному производству. Стремительный расцвет села, его высочайшая техническая оснащенность и рост культуры земледелия шли бок о бок с развитием космоса и научно-технической революцией.

Сегодня счастье покинуло российское село. Ветер гуляет над разрушенными фермами, ржавые останки техники поросли бурьяном на заброшенных машинных дворах. К такому катастрофическому результату привела спланированная экономическая диверсия «перестройщиков» и «реформаторов», руководимых западными советниками. Главным их методом стала подмена понятия эффективности, когда «реформы» круто переориентировали крупнотоварное производство на маломощного фермера и частника. Машинно-тракторный парк к уровню 1990 года уменьшился более чем втрое. Тракторов возрастом более 9 лет сегодня 79%, зерноуборочных комбайнов — 2/3, кормоуборочной техники — половина. И ситуация ухудшается с каждым днем.

Заброшены передовые технологии земледелия. Парк поливных дождевальных машин сократился в 15 раз. Применение минеральных и органических удобрений урезано вчетверо-впятеро против европейского уровня. А всю большую, попавшую в руки олигархов, российскую агрохимию развернули на экспорт, совсем забыв о нуждах отечественных земледельцев и оставив для внутреннего потребления лишь 10—12% продукции от общего выпуска.

Сельскохозяйственное машиностроение страны фактически тоже довели до банкротства. Высокие цены на технику не позволяют приобретать ее даже в лизинг.

В интересах спекулянтов

Ни в одной стране мира нет такого диспаритета цен, когда литр топлива меняется на 5 килограммов зерна. А у нас стало тенденцией занижать стоимость выпускаемой селом продукции. Ни зерно, ни молоко производить в таких условиях невыгодно. Зато постоянно растущие цены на электроэнергию, дизтопливо и средства защиты растений ежегодно в два и более раз опережают инфляцию. Преднамеренная монополизация рынков материально-технических и финансовых ресурсов тормозит нормальное развитие сельского хозяйства, лишая доступа к ресурсам основную часть сельхозпроизводителей. Но такова политика нынешнего правительства России с главной целью — обогащением за счет интересов народа. Какое же хозяйство в подобных условиях может выжить?!

Страницы: 1 2 3 4 5

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930