«Зачем учусь?». Статья Сергея Шаргунова. Погром в образовании аукнулся массовым неверием в нужность образования как такового.

Первого сентября мой сын Ваня идет в шестой класс. Летом он не только бегал, плавал, играл в футбол, но и читал. И внеклассное чтение (например, «Детство, отрочество, юность» Л. Н. Толстого), и то, что туда не входит (например, прозу А. К. Толстого).

Запомнит он только то, что было ему интересно.

Кто бы ни подкинул сюжет: родители, школа или ютуб, — что-то цепляет: история дома Романовых, Леонид под Фермопилами, Гоголь с «Вием» и «Ревизором», «Капитанская дочка» и дуэль Пушкина, «Детство» Горького, а что-то оставляет равнодушным.

Но все равно без первоначального стороннего импульса не будет движения навстречу открытиям.

Чтобы просвещать, надо заинтересовывать, знания легче всего усваиваются через игру — таков мой опыт периодического преподавания русской литературы в разных школах.

И тогда что в Челябинске, что на Алтае, что в Москве школьники страстно спорят о том, кто им интереснее: Штольц или Обломов, и даже Чацкий или Скалозуб. С правом на позицию, подкрепленную знанием текста.

Но кто будет просвещать и увлекать?

Просвещенных и увлеченных, увы, совсем немного.

Родители затюканы трудной жизнью, учителя в провинции живут бедно (и идут в эту профессию с неохотой). А главное, у старших отсутствует мотивация, нет ответа на вопрос, зачем вкладывать все силы в образование детей в обществе вопиющего неравенства и подлой несправедливости. И эта горечь передается младшим.

Не удивили и не показались гротескным монтажом ролики, появившиеся в ютубе какое-то время назад. Молодых прохожих спрашивают о самом элементарном: кто написал «Муму», что произошло в 1917 году, в каком веке жил Пушкин? — а они трогательно мнутся или лепят чепуху.

Наверное, некоторым противоядием могло бы стать появление видеоблогов с классикой и современностью, чтобы известные артисты, музыканты, блогеры читали отрывки из своих любимых произведений. Возможно, если подать литературу ярко, подростки, склонные к подражанию, могли бы впечатлиться. В этом смысле — неочевидный, но зацепивший меня прецедент: рэпер Оксимирон шпарит по памяти «Слово» Гумилева.

И ТВ тоже вспомню. Да, телевизор смотрит другое поколение, но ящик по-прежнему задает тон, да хотя бы определяет умонастроение родителей и учителей, и если бы культура вышла из резервации одноименного канала, это оценили бы все. Это дало бы сильнейший импульс выздоровления замученному обществу, растерявшему себя и очень по-русски ждущему смысла и совести. Читать перед программой «Время» Блока и Есенина, давать в эфир не только адские ток-шоу, но и писателей от Андрея Битова до Алексея Иванова… Было бы только желание. Что-то непреодолимо мешает? Не верю.

Иначе возникает ощущение, что попрание культуры, ее маргинализация — неуклонная многолетняя политика.

Эти злые слова продиктованы болью. «Из жалости я должен быть суровым», как сказал, можно погуглить, кто.

Жалко юных сограждан, хороших, умных и талантливых, но не получивших никаких знаний и не почувствовавших вкуса к образованию. Жалко страну, которая достойна развития и созидания, качественных специалистов и сложносочиненных личностей, а не угасания, увядания и дикарей.

Епископ Тихон Шевкунов, устроитель Пушкинского союза, недавно признался в разговоре о студентах Сретенской духовной семинарии, больше половины из которых вчерашние школьники: «Уровень их гуманитарной подготовки просто ужасает, хотя многие окончили школу с прекрасными оценками. То же я слышу от ректоров и преподавателей светских высших учебных заведений… Справедливости ради следует сказать, что на каждом курсе есть один-два неплохо подготовленных студента, но таких единицы. Советский выпускник-середнячок образца каких-нибудь 1975–1980 годов — корифей по сравнению с отличниками ЕГЭ-2016».

Как следует из новостей, 1 сентября Министерство образования проведет в школах урок «Россия, устремленная в будущее», как поясняется, в сущности, «урок профориентации», посвященный «наиболее важным направлениям развития страны, перспективным областям применения собственного таланта через три, пять или десять лет, а также возможностям собственного развития в России».

Это, конечно, важнейшие вопросы: как доказать человеку, что качество знаний повлияет на его жизнь и что его знания пригодятся ему в России.

Наверное, основное всё то же: увлечь, только уже не отдельным предметом, а собственной страной, масштабным конкурсом на изображение «образа будущего». Постараться пробудить осознанность и интерес, подсказать, куда пойти по жизни и, соответственно, на что в учебе поднажать.

А пока у меня перед глазами доска «Наши лучшие выпускники» в моем любимом челябинском 31-м лицее: из десяти — восемь в Европе и США.

Погром в образовании — от разрушения системы профтехучилищ до вытеснения школьного жанра сочинения — аукнулся массовым неверием в нужность образования как такового. Хорошо, что удалось вернуть сочинение в школу, но многие учителя уже сами не знают, что это такое! Хорошо, что чуть меньше ребят стало записываться в юристы и экономисты, и медленно, но оживают «рабочие специальности», однако сколькие навыки утрачены!

Есть черта, присущая народу:

Мыслит он не разумом одним, —

Всю свою душевную природу

Наши люди связывают с ним.

Оттого прекрасны наши сказки,

Наши песни, сложенные в лад.

В них и ум и сердце без опаски

На одном наречье говорят.

Так Николай Заболоцкий выразил то, что дает надежду и отгоняет безнадегу: тяга к слову и знанию у нас не только умственная. Сердечная.

И все же правда такова, что сегодня у народа прерывистый пульс.

Удивительно, как наперекор всему учителя, родители и сами дети обороняются от чудовищной «оптимизации» в отдаленных регионах, в том же Алтайском крае.

Разве нормально повсеместно закрывать школы, вынуждая малышей спозаранку ехать на учебу за тридевять земель и возвращаться в ночь-полночь?

Школа в горном селе под названием Огни. 115 учеников. Сгнившие стены. Потолки, которые могут обрушиться на головы ребятишкам, закрепленные самодельными подпорками — березовыми поленьями. Ветер гуляет по классам, на уроках надо сидеть в курточках и полушубках… Не сдаются. Даже «читательский кружок» открыли при такой вот опасной полуразваленной школе. Другой-то нет.

Но одного подвига недостаточно.

Нужно ясное понимание: что впереди? Кем буду? Зачем учусь?

Сергей Шаргунов, депутат Госдумы.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30