Г.А.Сторожев: Почему я проголосовал против присвоения Курентзису звания «Почётный гражданин Пермского края»

Коллектив Пермского академического театра оперы и балета имени П.И.Чайковского выдвинул художественного руководителя театра, дирижёра Теодороса Курентзиса на присвоение звания «Почётный гражданин Пермского края».
Кто же такой Теодорос Курентзис?
Уроженец Афин, в Пермском крае появился семь лет назад по приглашению тогдашнего губернатора О.Чиркунова и его единомышленника по превращению Перми, крупнейшего индустриального центра, опорного края державы, в культурную столицу Европы(!), скандального культуртрегера М.Гельмана. Приехал из Новосибирска, где по отзывам тамошних любителей оперы, оставил от местного оперного театра пепелище.
В соответствии с процедурой присуждения, представление на присвоение сего почётного звания должна утвердить Пермская городская Дума, что и произошло на её пленарном заседании, состоявшемся 28 августа сего года.
Сразу скажу, что утверждение представления состоялось большинством голосов при одном «против» и четырёх воздержавшихся.
Я проголосовал против! Почему?
Считается, что Т. Курентзис является выдающимся дирижёром, признанным даже на родине Моцарта в австрийском Зальцбурге ( насчёт признания в России говорят меньше) Не стану с этим спорить, хотя в Зальцбурге есть кому поклоняться и из своих музыкантов —например, великому дирижёру Герберту фон Караяну, и вряд ли австрийцы поставят грека Курентзиса на один уровень с ним.
Но Курентзис является ещё и художественным руководителем Пермского оперного театра, а здесь его деятельность далеко, с моей точки зрения, небезупречна.
Первое. Я люблю оперу, прежде всего, классическую — европейскую, русскую и советскую. За много лет видел и слушал почти все оперные спектакли, поставленные в разные годы в нашем оперном театре. До сих пор звучат в ушах арии из «Фауста» Ш.Гуно, причём не только Мефистофеля и Маргариты, а прежде всего ариозо Зибеля «Расскажите вы ей,цветы мои …» в исполнении Глебовой (люблю низкие женские голоса); из «Аиды» Д. Верди арии Аиды в исполнении незабвенной Э.Шубиной и Амнерис в исполнении той же Глебовой. А ведь были ещё «Риголетто» «Трубадур», «Травиата» , «Кармен» и «Искатели жемчуга» Ж. Бизе, «Чио Чио Сан» Д.Пуччини, «Севильский цирюльник» Д Россини и другие европейские оперные шедевры. Богато была представлена русская оперная классика: М.Глинка, Н Римский-Корсаков ( арию Марфы в исполнении Л.Соляник никогда не забуду), А.Бородин, М.Мусоргский и, конечно, великий П.И.Чайковский. Не была забыта и советская оперная классика: Д.Кабалевский , Т.Хренников, С.Прокофьев и другие композиторы. Всё это составляло вместе с балетом полнокровный регулярный репертуар. Месячная афиша включала 15-20 наименований
Не сомневаюсь, что с такой же любовью к пермской опере относились и относятся громадное количество её любителей и они благодарны театру за его искусство по исполнению оперной классики
Где это всё сейчас, когда театром стал руководить Курентзис? Осталось в прошлом. Репертуар разрушен практически полностью. Вместо него — редкие выставочные спектакли типа «Жанна на костре» или «Королева индейцев», имя авторов которых вам ничего не скажет, предназначенные для показа за рубежом и погони за обветшавшей премией «Золотая маска». Значительная часть артистов оперы вынуждена уйти из театра. Возникает ощущение , что художественный руководитель охвачен комплексом Герострата.
Допускаю, что и эти названия имеют своих поклонников из той части публики, которая считает себя элитарной и которая имеет право смотреть такие спектакли Но эти постановки должны дополнять, а ни в коем случае не заменять классический репертуар театра. Не должен отодвигаться в тень ( и по зарплате тоже) основной оркестр театра ради «личного» элитного оркестра с трудно произносимым названием «Музикаэтерна» ( прошу прощения, если неправильно воспроизвёл сие название).
Второе. Наш оперный театр является государственным и , таким образом, обязан представлять свои спектакли широкому зрителю не только на стационарной площадке, но и на гастролях, хотя бы в крупных городах края, и в концертном исполнении, в остальных. Таких гастролей претендент на почётное краевое звание всячески и избегает, предпочитая выступления в Европе и оправдывая это тем, что именно там надо разносить славу о Перми, а не по всей Руси великой. Думаю, что музыкальной славы в Европе и своей хватает, а везти туда спектакли современных европейских авторов, это всё равно, что в Тулу ехать со своим самоваром.
Третье. Амбиции дирижёра заходят настолько далеко, что он требует построить для него вторую сцену, а говоря проще, второй оперный театр, шантажируя пермскую власть, тем, что в случае отказа, уедет. И ведь находит понимание, хотя никакого второго оперного театра для миллионного города не требуется с учётом того, что он располагает прекрасным существующим зданием с классическим внешним и внутренним архитектурным обликом. А усложнённая «машинерия» для оперы совсем не обязательна. Здесь главное — музыка, замечательные голоса и, желательно, драматический актёрский талант. Без этого никакая машинерия не спасёт.
У Курентзиса есть своя крикливая и настырная толпа почитателей, сродни футбольным фанатам почившего в бозе «Амкара», готовая превозносить его сверх всяких заслуг до небес и находить прелесть в каждом его телодвижении, типа выскакивания для дирижирования на сцену в белом блейзере вместо классического фрака. Идёт молва, что на его концерты ( не оперы) приезжают люди из других городов. Ну и что? Мода — дама капризная, она, как известно, может «то возвести его высоко, то в бездну бросить без стыда». Эти истеричные почитатели представляют отнюдь не большинство истинных и преданных любителей оперного искусства, подверженных не моде, а получению удовольствия, наслаждения и радости от встречи с классическим музыкальным оперным наследием.
И заслужить их любовь и уважение вместе с почётным званием Курентзису, ещё предстоит
Если, конечно, хватит терпения и такта .

Первый секретарь Ленинского райкома КПРФ г. Перми,
депутат Пермской городской Думы, к.т.н., доцент Г.А. Сторожев

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Отзывы

mail.ru Рудольф Зернин 03-09-2018, 17:04

Уважаемый Геннадий Алексеевич.
Напомню и добавлю,
Наш оперный (официально) — это Пермский государственный, ордена Трудового Красного Знамени,
Академический театр оперы и балета им, П.И.Чайковского.
Это гордость Перми.
Главное в его биографии до 10-11-го г.г. была пропаганда русского и зарубежного классического музы-
кального наследия, редко идущих, а порой, и совсем незаслуженно забытых произведений.
Театр совершенно справедливо называли «лабораторией советской оперы».
Три года в дни Великой Отечественной войны на его сцене работал эвакуированный из Ленинграда
прославленный Кировский театр, оставивший глубокий след в истории особенно пермского хореогра-
фического образования.

Расширять театр нужно, особенно его балетные возможности.Эту задачу может решить только вторая
сцена. А здание в Комсомольском сквере оставить ПЕРВЫМ, как Большой театр в Москве.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031