АВТОРУ «ПРОЩАНИЯ СЛАВЯНКИ» — 135!

3 февраля исполняется 135 лет со дня рождения композитора, Василия Агапкина, который написал знаменитый марш «Прощание славянки». Накануне 7 ноября 1941 года руководитель Гидрометеослужбы СССР доложил И.В.Сталину о том, что на Москву надвигается сильный снегопад. То, что в обычной жизни омрачило бы праздник, посвященный 24-й годовщине Октябрьской революции, теперь воспринималось как чудо: плохие погодные условия сделали невозможными налеты немецкой авиации.

В 8 утра на Красной площади выстроился сводный оркестр: до последнего музыканты не знали, на каком мероприятии им предстоит играть — парад готовился в условиях строгой секретности.

Заиграл марш – берущие за душу аккорды «Прощания славянки». Сегодня эта мелодия воспринимается как один из главных символов Великой Отечественной войны — как «Катюша», 125-граммовый кусок хлеба из пайка блокадного Ленинграда или снимок водружения советского флага над Рейхстагом, сделанный Евгением Халдеем.

Автор «Прощания», Василий Агапкин, написал его за много лет до начала войны с фашистской Германией. 7 ноября 1941 года именно Агапкин дирижировал сводным оркестром на Красной площади.

(На кадрах фотохроники видно изящную фигуру со вскинутыми руками, возвышающуюся над музыкантами. Одет в шинель, на голове фуражка)

Температура вопреки расхожему мнению в тот день не была аномально низкой: к началу парада столбики термометров опустились до –6 °C. Но к морозу прибавились сильный ветер, снег и, следовательно, влажность,  в таких условиях замерзаешь гораздо быстрее, чем при солнечных безветренных –20.

Василий Агапкин, который более часа стоял на деревянном постаменте, озяб так, что еле мог шевелиться. Настал черед появиться на площади кавалерии — оркестр к тому времени должен был отойти к ГУМу и освободить дорогу. А дирижер — не смог. Много лет спустя Агапкин вспоминал:

«…Пора мне сходить с подставки. Хотел, было, сделать первый шаг, а ноги не идут. Сапоги примерзли к помосту. Я попытался шагнуть более решительно, но подставка затряслась и пошатнулась. Ну, думаю, беда — сейчас упаду! Что делать? Я не могу даже выговорить слова, так как губы мои замерзли, не шевелятся…»

Кто-то из музыкантов догадался, в чем дело, схватил Агапкина в охапку и унес в сторону. Но неловкий момент лишь подчеркнул драматизм ситуации. Солдаты прямо с парада отправлялись на передовую  защищать столицу. Они прощались тогда с мирной жизнью, с родным городом, с семьей под его,  Агапкина, «Прощание».

(По материалам ТАСС)

Мальчик, родившийся в простой крестьянской семье в Рязанской губернии, стало известен не только на Родине, но и во всём мире, благодаря потрясающему военному маршу4 «Прощание славянки» Этот марш был им написан, когда он служил в Тамбове штаб-трубачом запасного кавалерийского полка, сенью 1912 года, когда сердце Агапкина откликнулось на известие о начавшейся Первой балканской войне против Османской империи. Марш, созданный вразрез со всеми музыкальными канонами, в тональности ми-бемоль-минор — лиричный, а не бравурно-веселый.

Автор показал его влиятельному музыканту города, и вскоре ноты марша, напечатанные в типографии, разошлись по военным оркестрам. Марш «Прощание славянки» сопровождал солдат, уходящих на фронты Первой мировой войны. К маршу писали слова самые различные авторы, звучал он и в чисто оркестровом виде.

В советские годы В.И.Агапкин был назначен руководителем оркестра при Центральной школе ОГПУ. Во время Великой Отечественной войны Агапкин три года служил капельмейстером Военно-технического училища им. В.Р. Менжинского. В 1943-м перевёлся в Москву и летом 1944 года снова начал выступать в «Эрмитаже», собирая аншлаги. Москвичи потихоньку оживали и ждали победы. И она наступила.

В.И.Агапкин провожал войска на фронт в 1941-м; он же встречал их на Красной площади во время парада в июне 1945-го!

Голодное детство, нищая юность, скитания по гарнизонам и фронтам научили Агапкина ценить еду, и даже небольшой бытовой комфорт. «Василий Иванович совершенно был лишен накопительства, — рассказывает вдова сына Игоря Татьяна Агапкина. — Когда ему давали квартиру на Большой Садовой в доме для сотрудников НКВД, он мог выбрать любую, хоть генеральскую «трешку». Но он взял маленькую «двушку» без балкона, на втором этаже. Главное,- говорил он, — чтобы была комната для занятий музыкой, чтобы можно поставить рояль. А жить можно всем вместе в другой. А без балкона,  чтобы маленький сын Игорь не вывалился, не дай бог, вниз».

Сконгчался В.И.Агапкин в 1964-м году. На надгробном памятнике композитору, который за жизнь создал десятки произведений, выбиты такты его самого знаменитого марша, под который уходили на фронт солдаты двух великих войн; который и сегодня остается одним из символов Родины, национальной гордостью — как пушкинский ямб, улыбка Гагарина или голос Шаляпина. Его узнают с первых нот, даже не зная, кто такой Василий Агапкин, — скромный человек, который жил музыкой и ради музыки.

(По материалам ТАСС)

Памятник маршу «Прощание славянки» установлен у Белорусского вокзала в Москве в 2014-м году.

…Много лет подряд уходили от причала по Каме теплоходы, и Пермь провожала их маршем «Прощание славянки». Уходил от вокзала «Пермь-II» фирменный поезд «Кама» в Москву – и снова звучал бессмертный марш, марш всех времён нашей Родины – «Прощание славянки».

Увы…

Пришли иные времена: нет больше мощного Ордена Ленина Камского речного пароходства, и уходят редкие белые лайнеры под современные «трам-блям-ва-а-а-у». И  над железнодорожным вокзалом  этот марш тоже не звучит.

Но в наших сердцах, на всех настоящих праздниках, и в День Победы, и в День Советской Армии и Военно-морского флота, и в Первомай – звучит он, бессмертный, гениальный марш «Прощание славянки» Василия Ивановича Агапкина!

Секретарь по идеологии и агитационно-пропагандистской работе Свердловского райкома КПРФ З.В.Токарева

 

 

 

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930