Несколько дней назад ушёл из жизни выдающийся советский композитор, наш земляк, талант которого начал формироваться на нашей пермской земле, Евгений Крылатов. Евгений Крылатов по праву принадлежал к великой когорте советских композиторов, работавших, наряду с сочинениями в других музыкальных формах, и в жанре лирической и массовой песни. Уверен, каждый легко назовёт имена И.О.Дунаевского, Никиты Богословского, Матвея Блантера, Василия Соловьёва-Седого, Марка Фрадкина, Оскара Фельцмана, Александраы Пахмутовой, Яна Френкеля, Владимира Шаинского, Микаэла Таривердиева, Раймонда Паулса и некоторых других замечательных композиторов. Евгений Крылатов был не просто одним из этих блестящих творцов, но принадлежал к числу лучших даже среди них. В чём секрет такого феноменального обилия советских композиторов и их великих песен, равного которому нет нигде в мире?
Позволю себе высказать суждение, что причина этого лежит в коллективистской гуманистической морали советского общества, основа которого состояла в любви к ближнему своему, а также в творческой честности и глубочайшей профессиональной требовательности к себе, не допускавшей и грамма халтурности и фальши. О войне можно писать по-разному. Можно, например, так, как В.Соловьёв-Седой и Алексей Фатьянов: «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат. Пусть солдаты немного поспят. Пришла и к нам на фронт весна, солдатам стало не до сна. Не потому что пушки бьют, а потому что вновь поют. Забыв, что здесь идут бои, поют шальные соловьи. Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат…» Или так, как писал поэт-фронтовик Семён Гудзенко: «Нас не надо жалеть! Ведь и мы б никого не жалели! Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом чисты!..» А можно, как нынче, про «батяню ё – комбата». Судите сами… Евгений Крылатов сохранил и развил традиции своих предшественников, советских композиторов. Он обладал редким талантом гениального мелодиста. Полностью согласен с высказыванием Дунаевского-младшего, что Крылатов был, может быть, последним великим мелодистом в нашей российской музыке. Я также считаю, что таких необычайных по красоте, хрустальной чистоте и одновременно простых, лиричных и легко ложащихся на слух мелодий, не писал никто. Не буду их перечислять, их знают все. Скажу лишь, что он был далеко не только композитор, писавший для детей. Я помню его музыку из фильма «Достояние республики», песни, которые исполнял романтический герой Андрея Миронова «Вжик-вжик-вжик, уноси готовенького…». И особенно — песню про «серёжку ольховую …» из фильма «И это всё о нём…» про честнейшего и чистейшего современного советского комсомольца последнего периода Советского Союза, Евгения Столетова, не вынесшего зарождающейся и набирающей силу мещанско-мелкобуржуазной морали… «Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко. Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь. От чистого истока, в прекрасное далёко. В прекрасное далёко я начинаю путь» с надеждой пел своей песней Евгений Крылатов. Не его вина, что этот благородный путь сегодня замедлился, потому что истоки сегодня другие. Я верю, что мы ещё вернёмся к чистым истокам и выйдем на истинный путь. В заключение я хотел бы как депутат Пермской гордумы с удовлетворением сказать, что несколько месяцев назад ещё при жизни Евгения Крылатова по ходатайству коллектива одной из пермских музыкальных школ, с которой был связан его жизненный путь, было присвоено имя замечательного композитора Евгения Крылатова. Вечная ему память!
Первый секретарь Ленинского райкома КПРФ г.Перми,
депутат Пермской городской Думы, к.т.н., доцент Г.А Сторожев