Министр высшего образования и науки РФ Фальков В.Н. с этой вековой мудростью не согласен. Он считает, что 80% гуманитарных предметов в вузах можно перевести на дистанционное обучение, на так называемый «дистант». «Дистант», который выхолащивает роль преподавателя, учителя, а говоря в общем плане, воспитателя, в образовательном процессе, которую ни в какой мере не может заменить бездушный компьютер вместе со всей мировой информационной паутиной. Живое общение в ходе обучения преподавателя с учеником старших классов или студентом в вузе способно оказать сильнейшее влияние на интерес и усвоение учебного материала через интерес к личности преподавателя, если таковая, конечно, есть. И здесь не может быть мелочей. Антон Павлович Чехов, знаток души человеческой, не зря говорил: «В человеке всё должно быть прекрасно, и лицо, и одежда, и душа, и мысли.» Каждый, кто учился в школе или в вузе, выделял для себя любимого преподавателя, которого хочется слушать, которому хочется подражать, которого хочется не подвести, а напротив, заслужить его одобрение — что оказывает благотворное влияние и на обучение, а, самое главное, на воспитание. В том числе на воспитание духа товарищества, дружелюбия, коллективистской антимещанской морали. Из своей преподавтельской практики скажу, что дистанционное обучение в вузах, в частности, никакая не новация. Там широко практиковалась заочная форма обучения, и я хорошо запомнил, насколько более заинтересованно, чем дневники, заочники относились к периодическим встречам с преподавателями, что называется, вживую, потому что именно этого живого общения им недоставало.
Знаком ли вышеупомянутый министр с этими дидактическими проблемами? Не сомневаюсь, что знаком. Но вот хочет ли, чтобы они решались и использовались на практике в целях воспитания яркой, гармонически развитой личности с гуманистической моралью, которая никогда не может быть создана только средствами микропроцессорной машинерии в «дистанте», без участия живого квалифицированного воспитателя, с современной педагогической и психологической подготовкой?
Мне кажется, что нет, не хочет. Не хочет потому, что современной буржуазно-олигархической власти не нужны яркие, с самостоятельным мышлением, с глубокими гуманистическими чувствами и не понаслышке знакомые с классической культурой, с литературой, прежде всего, молодые люди. А нужны усреднённые, да и просто серые потребители на 90% лживой информации из интернета, не способные отличить зёрна от плевел. Другими словами, единороссовскую с подельниками из ЛДПР и «Справедливой России» пропаганду в интересах крупного чиновничества и олигархов от народной Программы КПРФ. Подобно штампованным роботам, для чего «дистант» просто необходим.
Так что, для того, чтобы в образовании и науке не прерывалась связь времён, свято и бережно поддерживаемая в Советском Союзе, надо крепко помнить и неуклонно следовать неувядаемой мудрости: «Учитель, воспитай ученика! Чтоб было, у кого потом учиться»
Первый секретарь Ленинского райкома КПРФ города Перми, депутат Пермской городской Думы, к.т.н., доцент Г.А. Сторожев