На днях президент выступил со странным заявлением о сокращении в школах количества контрольных работ. Судя по тому, что президент лично взялся сообщить об этом народу, задача сокращения контроля за усвоением преподаваемых в школах знаний представляется важным государственным делом. Цель, насколько я из не вполне внятных пояснений мог понять, в повышении комфортности процесса обучения в школе за счёт уменьшения психологической перегрузки и затрат нервной энергии школяров в ходе экзаменов.
Возможно, нервная энергия школяров и будет таким образом сэкономлена. Но не приведёт ли это к ухудшению усвоения количества и качества преподаваемого материала, вот в чём вопрос. Ведь без труда, как известно, не вытащишь и рыбку из пруда. У нас в своё время, когда действовали стандарты советского образования, которое бывший президент США Джон Кеннеди называл лучшим в мире, учёба обоснованно считалась трудной работой. Работой, а не лёгким и приятным времяпрепровождением без каких либо затрат физической и нервной энергии. Ну что ж, такая цель будет достигнута, но не отучит ли это школьников от целеустремлённости, умения и желания преодолевать неизбежные во взрослой жизни сложности, что усложнит их адаптацию к ней. И потом, мы уже имеем негативный с моей точки зрения, опыт введения единого государственного экзамена (ЕГЭ), приведший не к глубоким осмысленным знаниям, а к зубрёжке и натаскиванию с помощью репетиторов на достижение желаемых баллов. Недаром в лучших вузах прибегают к собеседованиям для более глубокого выявления знаний абитуриентов.
Нетрудно предвидеть по этим причинам ухудшение школьной подготовки, «дебилизацию». выпускников, что уж никак не может считаться приемлемым результатом , ведущим к совершенствованию учебно-педагогического процесса. Не количество экзаменов надо сокращать, а совершенствовать учебные программы, прежде всего, по литературе и истории, выбросив антисоветские, антисталинистские, антикоммунистические взгляды, оценки и произведения, вроде солженицынских насквозь лживых писаний, или астафьевских заявлений о необходимости сдачи Ленинграда и клеветнического романа о Красной Армии «Прокляты и убиты». Вернуть в учебные программы произведения, возвеличивающие победу советского народа в Великой Отечественной войне, подвиги победителей, особенно юных и молодых: Лёни Голикова, Зои Космодемьянской, Александра Матросова, молодогвардейцев Краснодона и многих других. Вернуть в школы русскую советскую литературную классику: Л.Толстого, А. Чехова, А..Толстого, М.Шолохова, К. Симонова, А.Твардовского, Н.Островского и других. классиков. Добиваться воспитания школьников в духе гуманистической, коллективистской морали и сокращения мелкобуржуазно-мещанских настроений индивидуализма, бездуховности, вещизма, погони за благами любой ценой.
Вот о чём следовало бы задуматьься педагогическому сообществу, а не об ослаблении контроля и сокращении числа контрольных проверок. Это путь в никуда.
Депутат Пермской городской Думы, к.т.н., доцент Г. А. Сторожев