Знаю, конечно, что его творчество, не говоря уж о том, что он по праву является создателем великого русского литературного языка, вобрало в себя неисчерпаемое выражение всех сторон человеческого бытия, тончайших движений человеческой души, отражённых с недостижимым совершенством, яркостью и изяществом, что точно обозначено таким старомодным, может быть, но таким красивым словосочетанием, как изящная словесность.
Но здесь я хотел бы вспомнить о той освободительной, направленной против самодержавной власти ноте его творчества, отнюдь не исчерпывающей его , но тем не менее, имевшей место и запечатленной в стихах, на которых мы, люди старшего поколения, воспитывались и выросли. О чём я нисколько не жалею.
«Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. Товарищ, верь, .взойдёт она, заря пленительного счастья. Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена.»
«Самовластительный злодей!, Тебя, твой трон я ненавижу. Твою погибель, смерть детей с жестокой радостию вижу. Читают на твоём челе печать проклятия народы. Ты — ужас мира, стыд природы. Упрёк ты богу на земле.» Существует заблуждение, что эти строки о Николае I, хотя написаны они о Павле I.
Не забыл Пушкин и о его сыне, Александре I. » Властитель слабый и лукавый, плешивый щёголь, враг труда ! Овеянный нечаянной славой, над нами властвовал тогда.»
А вот опосредованно и о Николае I, который спросил у Пушкина, примкнул ли бы он к декабристам, если бы оказался в ту пору в Петербурге, на что Пушкин ответил утвердительно. «Во глубине сибирских руд храните гордое терпение. Не пропадёт ваш скорбный труд и дум высокое стремление. Несчастью верная сестра, надежда, в мрачном подземелье разбудит бодрость и веселье, придёт желанная пора. Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас. Оковы тяжкие падут, темницы рухнут и свобода вас примет радостно у входа. И братья меч вам отдадут !»
А ведь Пушкин писал не только стихи, но и прозу, которая , у него не менее поэтична и выразительна. «Дубровский», «Капитанская дочка», о Пугачёве , где он с нескрываемым сочувствием относится к подневольному народу. При всём при этом не следует забывать, что исторически, Пушкин не всегда был справедлив и к Павлу I, и к сыну его Александру I, и брату Николаю I, у каждого из которых были государственные заслуги. Пушкин же хотел показать на их примере, только воплощение самодержавия, тянувшего Россию назад. Не всегда Пушкин был справедлив и к своему начальнику по службе, наместнику на Кавказе графу Воронцову, в своей знаменитой эпиграмме » Полумилорд, полукупец. Полумудрец, полуневежда. Полуподлец, но есть надежда, что будет полным, наконец». Кто был на Кавказе, тот знает, что Воронцовский дворец в Алупке, построенный в английском стиле, или главный курортный парк в Кисловодске, тоже построенный Воронцовым, вряд ли заслуживают пушкинской эпиграммы.
Но, в целом, российское самодержавие, особенно, в первую половину жизни, вызывало у Пушкина осуждение, что совсем не делало его революционным демократом, а являлось яркой страницей его гениального творчества. Но только страницей, за пределами которой находились главные, прославившие его свершения в поэзии и прозе.
Охваченные революционным порывом, многие поэты после революции, в том числе, мой любимец, В.В. Маяковский, предлагали «сбросить Пушкина с корабля современности». Время всё расставило по местам. Никто Пушкина не никуда сбросил, а вот Пушкин оказал мощное и благотворное влияние на сотни, если не тысячи советских превосходных поэтов. Но это, как говорится, уже другая история.
Депутат Пермской городской Думы от КПРФ Г.А. Сторожев