ОТ 10-ГО ДО 24-ГО: БУНТ «СЕТЕВЫХ ХОМЯЧКОВ» ИЛИ РОЖДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ?

На электронную почту Пермского крайкома КПРФ пришла статья начинающего политолога Алексея Ушакова.  Предлагаем её для обсуждения.

Пока сетевая общественность готовится к проведению повторных акций протеста по поводу прошедших 4 декабря думских выборов (а как мы знаем, такие протесты состоялись не только в России, но и в других странах), давайте проанализируем, что же мы имеем на сегодняшний день, в преддверии предполагаемых повторных крупномасштабных всероссийских акций 24-го декабря, и на основе этого попытаемся представить, чего нам следует ожидать после них – реальных изменений во взаимоотношениях власти и общества, либо сохранения status quo сложившейся ситуации, либо нечто третье.

Не только в России, но и за рубежом уже никто не сомневается в чудовищной сфальсифицированности прошедших выборов. Фальсификации подтверждают многочисленные наблюдатели, тщательно следившие за ходом выборов. Имеется огромное множество видеозаписей, зафиксировавших, как именно происходило беспримерное надувательство властью наших граждан. Факт массовых вбросов бюллетеней с галочкой за «Единую Россию» подтверждается даже математическими расчётами. И совсем не поражает уже цинизм политтехнологов, применявших свои умения в день выборов – без такого всепоглощающего цинизма они не продержались бы долго на своих хлебных местах; поражает та откровенность, с которой они рассказывают, как они нас обманывали, и как будут продолжать обманывать дальше.

Наглость властей, стремившихся любой ценой, всеми правдами и неправдами повысить процент голосов, отданных за «партию власти», побудила не только известных политиков, писателей, журналистов, но и многих рядовых граждан выразить своё возмущение. Самая известная акция состоялась в Москве, на Болотной площади. По разным оценкам, там собралось от 25 до более чем 150 тысяч человек. За прошедшие две недели протестное движение успело даже обзавестись собственной символикой – белой ленточкой, приколотой на грудь, или повязанной на руку, сумочку и т.п. По всей видимости, не за горами музыка и гимн.

Кое-где акции протеста происходят до сих пор. Так, например, в московском метрополитене в эту среду (21 декабря) молодые люди через социальную сеть «ВКонтакте» организовали флешмоб – они ездили по веткам метро, заклеив себе рот символичными ленточками белого цвета. На лентах были нанесены надписи: «Мой голос украли», «Больше молчать нельзя». А для жителей Европы события 4-го декабря стали хорошим поводом для шуток.

Чётко обозначился возраст представителей социальных групп, наиболее активно принимавших участие в протестах. В основном это горожане, молодые люди 20-35 лет. Среди них – студенты, представители мелкого бизнеса, офисные служащие. В рамках классовых понятий, социальная база протеста – мелкая буржуазия и интеллигенция (рабочих относительно немного). И их акции протеста уже успели окрестить презрительно «бунтом сетевых хомячков» – за приверженность социальным сетям, и «протестом офисного планктона» – за род занятий.

Действительно, кажется почти невероятным, что эти люди, ещё какой-то месяц назад и не помышлявшие собираться толпами на улицах, выдвигать какие-то требования власти, смеют теперь диктовать ей условия. Ведь низкий протестный потенциал в стране устойчиво фиксировали многочисленные социологические опросы, проводившиеся Фондом «Общественное мнение» (ФОМ), Всероссийским Центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ), Левада-Центром. По утверждению специалистов последнего, в обществе перед думскими выборами прочно утвердилась апатия, связанная с бесперспективностью выборов, потому что было «заранее известно, кто победит», и с бесперспективностью выражения протеста, поскольку «он ни к чему не приведёт». Потому-то многотысячный митинг на Болотной площади стал для партии власти буквально громом среди ясного неба. Недаром теперь, словно горох из дырявого мешка, сыплются обвинения в том, что все протесты были профинансированы из-за рубежа, поскольку-де выгодны они только врагам сильной и независимой России, которую, мол, «Единая Россия» и строит.

Важно, что большинство недовольных оказались впервые на подобных мероприятиях. И для власти это весьма тревожный показатель, ведь до сих пор эти люди вели себя лояльно по отношению к ней. Идеалом протестующих являлась стабильность – политическая, экономическая, даже просто бытовая, житейская – когда не надо никуда ходить и чего-то там требовать. Эту пресловутую стабильность партия власти до сих пор вроде бы успешно обеспечивала. И вдруг люди обнаружили, что власти на них абсолютно наплевать, её не интересует их мнение, и, что самое смешное, похоже, никогда не интересовало вовсе. Народ обиделся. По-настоящему. И потребовал вернуть украденный у него голос. Потребовал перемен. Впервые. Было забыто, что результат был «известен заранее», что «протестовать бесполезно», что «всё равно ничего не изменится». Люди пришли и выразили свой гнев.

Основные требования, выдвинутые митингующими, были: отмена результатов выборов и пересчёт голосов, отставка председателя ЦИК «волшебника» Владимира Чурова, тщательное расследование всех фактов фальсификаций и изменение выборного законодательства, с предоставлением возможности участия в выборах других оппозиционных партий. Предполагалось, что в течение двух недель власть должна будет если не выполнить эти требования, то хотя бы дать понять, что согласна это сделать. В субботу, 24-го, срок, данный власти оппозицией, истекает.

За прошедшие две недели власть чётко дала понять, что в сложившихся отношениях с обществом ничего менять не собирается. Это и неудивительно: массовые фальсификации – недешёвое удовольствие, и честный пересчёт голосов, который неизбежно отодвинет партию власти даже не на вторые роли на политической арене страны, для неё, мягко говоря, небезопасен. Гипотетические перевыборы, также при условии их честности, вообще означают, что партия власти окажется политическим аутсайдером; тем более, что за прошедшие две недели её рейтинг, по всей вероятности, серьёзно упал. Отмена результатов выборов ЦИКом на двадцати одном избирательном участке, где проголосовало 39 тысяч человек, выглядит как издевательство – ведь открыто было почти 94,5 тысяч участков, а избирательным правом обладают свыше 109 млн граждан, из которых, если верить информационным сообщениям, приняло участие в голосовании 65 млн 774 тысяч 462 избирателя. Официально зафиксировано 1686 обращений о нарушениях в ходе выборов, из которых ЦИК не стал рассматривать 124, перенаправив их в Генпрокуратуру, МВД и Следственный комитет. Но сколько нарушений было в действительности?… Не стоит ожидать внятных решений и от Президентского совета по правам человека под руководством Михаила Федотова. Так что, у «сетевых хомячков» повод собраться никуда не исчез.

Но что же дальше? Ведь очевидно, что мало просто снова собраться всем вместе, мало опять выразить своё недовольство, мало выдвинуть очередные требования – «последнее китайское предупреждение» небожителям во власти. Важно заставить представителей власти эти требования выполнить. И с этим связана очень серьёзная проблема: действенных механизмов принуждения власти к выполнению каких-либо общественных требований в России нет. «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР, даже объединившись в коалицию в Думе, обладают лишь 212-ю голосами против 238-и у «Единой России». Беспримерная принципиальность и честность наших судов также хорошо известна. Выходом могло бы стать, как представляется, объединение всех несогласных с результатами выборов в мощное общественное движение. Собственно, зачатки такого движения уже появились – его участники помечают себя упомянутыми белыми ленточками. Некоторым экспертам это даёт повод для оптимизма: они видят в этом стихийном протесте, постепенно приобретающем организованность, робкие ростки гражданского общества, которое теперь необходимо укреплять, холить и пестовать. Борис Немцов, один из руководителей набирающего (пока) силу движения «белых ленточек», уверен, что Россия наконец-то «проснулась». Но на подобные мнения есть два принципиальных возражения.

Во-первых, как Урал – край вечнозелёных помидоров, так и Россия – страна вечнозелёного гражданского общества. Гражданское общество Запада, столь милое сердцу наших либералов и так хорошо им не понаслышке знакомое, рождалось долго и мучительно в течение нескольких веков. Оно отлично укоренилось в политических культурах западных стран, в сознании как рядовых граждан, так и представителей власти. Пусть даже оно иногда даёт сбои – будь то высылка цыган из Франции в 2010 г., или провал мультикультурализма в Германии, признанный во всеуслышание Ангелой Меркель, – даже сегодня, с радикальным «поправением» политических взглядов многих европейцев, основные положения, на которых базируется западное гражданское общество, почти ни у кого не вызывают сомнения. Иное дело – Россия. Дело даже не в её пресловутой «особости». Никто не станет отрицать, что история нашего развития весьма отличается от западной модели. Никто не станет отрицать, что различается и наша ментальность. А гражданское общество – это, прежде всего, ментальность, особый образ мышления; ведь невозможно принудить человека самостоятельно соблюдать неудобные для него законы (хотя бы даже переходить дорогу всегда на зелёный сигнал светофора), если к этому у него нет внутренних предпосылок, если нет осознания человеком своей полной ответственности за совершаемые им поступки, и за ответственность перед другими людьми. В России зачатки гражданского общества, несомненно, есть, их наличие определяется политической и гражданской активностью либеральных сил. Именно их активизацию мы и наблюдаем; они смогли втянуть «сетевых хомячков», до сих пор индифферентных, в сферу политических отношений. Но до тех пор, пока ценности гражданского общества не будут разделяться основной массой населения, ни о каком его становлении говорить не приходится. Это возможно теоретически, но практически крайне сомнительно по причинам, например, огромной инерционности массового сознания (а в нас до сих пор сохранились пережитки даже крепостного права); нерешённости экономических проблем, связанных с глобализацией; разнородности социальных групп, накладывающейся на обострение классовых конфликтов (которое власти упорно стараются не замечать); отсутствием общей цели российского общества, усугубляемое этническими (а следовательно, в немалой степени и этическими) противоречиями, усиливающимися вводимыми непонятно с какой целью вероучительными компонентами в систему образования (школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики», введение теологической магистратуры в ВУЗах); и многое-многое другое.

Во-вторых, успех «белых ленточек» во многом будет зависеть от того, смогут ли объединиться участники движения в подлинном, позитивном смысле этого слова. Психологам хорошо известно, что всякое действие, мотивом которого является негативная предпосылка «против», рано или поздно обречено на неудачу. Наоборот, действие, предпосылкой которого является позитивное «за», вероятнее всего, достигнет успеха. За примерами ходить далеко не надо. Это – так называемое «Белое движение», стихийно возникшее в России в 1918 г., и положившее начало страшной и кровопролитной Гражданской войне. Историкам хорошо известен  сложносоставной, крайне неоднородный в социально-политическом и идейном отношениях характер этого движения, противостоявшего большевизму как именно идеологии и государственно-организованной силе. Ведь помимо собственно «Белого движения» в него входили и «зелёные», «жовто-блакитники» и прочие, объединённые только одной негативной целью – «против» большевиков; тогда как большевики обладали собственной позитивной целью – «за» Советскую власть. Чем это кончилось для тогдашних «белых», напоминать не стоит. У «белых» сегодняшних позитивной цели сегодня, судя по всему, нет, и в ближайшее время не предвидится («за» перевыборы легко трансформируется в «против» власти). Ведь, кроме «сетевых хомячков» и «офисного планктона», банально обидевшихся на власть, в движении принимают участие и люди правых, левых убеждений, оппозиционирующих власти принципиально. Следовательно, движение «белых ленточек» должно будет, для продолжения своей эффективной деятельности, как минимум:

  • выдвинуть признаваемого всеми участниками лидера;
  • сформулировать реально выполнимые позитивные политические предложения, направленные на действительное изменение политической системы;
  • последовательно и чётко отстаивать свою позицию, освещая её в независимых СМИ (их вполне успешно может заменить интернет), согласовывая действия как в России, так и за  рубежом;
  • обрести независимое и устойчивое финансирование.

Пока что никаких движений в этом направлении не наблюдается, не стоит этого ожидать и 24-го; причём не так уж и важно, больше ли народа придёт на митинги, или меньше. Зато разнородным «белым ленточкам» противостоит серьёзная, хорошо организованная сила, объединённая пусть корыстной, но позитивной целью – «за» сохранение своей монополии на власть.

Пока же, можно утверждать, что одной весьма важной победы «сетевые хомячки» всё-таки добились: они по-настоящему власть напугали. Те, например, кто ходил на пермский митинг 11-го декабря, видел, сколько там пребывало сотрудников правопорядка.

Но за прошедшее время власть успела подготовиться к новым выступлениям. Наверняка следует ожидать провокаций (особенно в Москве), уже отмечено начало их деятельности; умелого вбивания клиньев между разными группировками протестующих. К тому же, психология толпы довольно хорошо изучена, она практически никогда не руководствуется рациональной логикой, и очень легко подвержена эмоциям. А вновь собираться будет именно толпа, поскольку слишком она пока ещё разнородна по своим политическим взглядам, чтобы стать движением. Потому не приходится сомневаться, что мощная энергия протестующей толпы будет умело канализироваться властями в нужное им русло.

Организаторам пермского митинга городские власти тоже всячески мешают. Так, по словам Игоря Аверкиева, «»вдруг» в мэрии выяснилось, что на заявленные места проведения митинга, «ещё ранее», были заявлены какие-то странные пикеты, инициаторов которых в мэрии назвать отказались. То есть, все удобные для большого митинга места в центре города уже как бы заняты (по такому же сценарию власти пошли и в Москве)». Позднее стало известно, что заявки на все шесть площадок подал некто Прохоров М.С., а причиной «альтернативных» митингов станет «Обсуждение общественно-важных тем».

Итак, исходя из вышеизложенного, можно сделать несколько выводов. Одни из участников событий – представители власти, не желающие поступаться своими привилегиями, обладающие мощными ресурсами: финансовым, человеческим, силовым. С другой – разрозненные протестующие, имеющие шанс объединится во влиятельное общественное движение под символом «белой ленточки» при возобладании центростремительных тенденций; в этом случае от представители движения вряд ли стоит ожидать каких-то радикальных акций, в целом они будут оставаться лояльными властям. В то же время, при возобладании тенденций центробежных, зарождающееся движение может расколоться на несколько относительно безопасных для власти течений, с самой различной стратегией и тактикой действий. По всей видимости, власти будут стараться подтолкнуть «хомячков» именно в этом направлении.

В любом случае, о зарождении гражданского общества в России говорить явно преждевременно. Пока это не гражданское общество, объединённое общей целью и мировоззрением, обладающее собственными инструментами влияния на власть и уверенное, что власть к нему прислушается, а именно «сетевые хомячки», старающиеся понять, что же им теперь делать дальше, и выработать общую стратегию.

Не следует также ожидать сохранения status quo – слишком велико случившееся потрясение, слишком велика обида людей на власть. Самый простой и мудрый способ поправить положение – извиниться и сделать всё как положено, власть не приемлет. Следовательно, делегитимация режима Путина-Медведева будет нарастать. С высокой вероятностью следует ожидать аналогичных фальсификаций на президентских выборах 4 марта 2012 года. Дальнейшее развитие событий зависит от того, насколько далеко готова зайти власть в отстаивании своих интересов.

Сценарий «арабской весны» для России не только маловероятен, но и нежелателен. Хорошо известно, какое деятельное участие принимал иностранный капитал в прошедших арабских революциях. Вряд ли у «белых ленточек» хватит собственных финансовых ресурсов для полноценного поддержания своей деятельности. И здесь, пожалуй, следует согласится с высказываемыми прокремлёвскими мнениями, что вмешательство иностранных сил серьёзно повредит нам всем.

Алексей Ушаков

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Июль 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031