Народный протест и «вип-оппозиция»

Если власти надеялись, что послевыборные протесты граждан, возмущенных фальсификациями, – некое кратковременное явление, то они просчитались. Вот уже третью неделю, несмотря на приближающиеся новогодние праздники и связанные с ними совсем не политические хлопоты, митинги и выступления продолжаются по всей стране. В минувшую субботу в подмосковном селе Колиново на митинг пришли 50 человек, а в Москве на проспект Сахарова более 50 тысяч.
«Мне звонили друзья-фермеры из других регионов России. Мол, Миш, не такой, конечно, пиар как у тебя, и не такое внимание СМИ как в Колионово, но тоже собрались в деревне, на остановке. Обсудили, как нас обманывают, кто виноват, да что делать. Но больше так жить нель­зя!», – пишет в своем интернет-блоге один из участников и организаторов митинга в Колиново Михаил Шляпников.
И я бы не стала с пренебрежением отмахиваться от колиновской акции, а шире – от многочисленных протестов, охвативших нестоличные города. Привычно считать, что все главные события происходят именно в столице. Однако Россия велика. И то, что делается в Иркутске или Новосибирске, Краснодаре или Барнауле также крайне существенно.
Между тем и в этих, и во многих других российских городах страсти не утихают. И если в Москве после 10 декабря полиция ведет себя достаточно сдержанно, то о местных властях в иных регионах этого не скажешь.
Так, массовыми задержаниями обернулся митинг 24 декабря в Барнауле. Местные СМИ сообщают, что полиция силой вывела с митинга известных в городе политиков, бывших депутатов гордумы Барнаула Сергея Мамаева и Джамбула Абесадзе, их увезли в Железнодорожный РОВД. Задержали пресс-секретаря крайкома КПРФ Константина Ганова и политического активиста Виктора Рау. Позже задержания вообще пошли чередой, досталось от полиции даже случайным прохожим. Среди «злостных нарушителей» оказались и двое школьников с плакатом «За честные выборы!», которым не удалось убежать от представителей правопорядка. Их также доставили в отделение, где подростков и вызванных родителей убеждали, что дети «плохо начинают жизнь», участвуя в несанкционированных акциях. На это школьник Егор Кузьмин, ответил, что плохо жить в стране, где процветают ложь и коррупция.
Мировой суд Ленинского района Владивостока приговорил ранее задержанного сотрудниками полиции на митинге против фальсификации выборов 4 декабря активиста общественной организации «ТИГР» Юрия Кучина к административному аресту на 10 суток. «Юрия обвинили в том, что он на митинге отказался показать сотрудникам полиции плакат, а потом сопротивлялся при задержании. Но он этого не делал», – заявил депутат Законодательного собрания Приморья от КПРФ Артём Самсонов, который пытается вызволить задержанного.
В Томске, где на очередной митинг собралось более тысячи человек, полиция никого не трогала. Протестующие потребовали не только отправить в отставку Чурова, но и распустить избирательную комиссию Томской области. 22-летний коммунист, студент Томского Государственного университета Антон Шарыпов, который стал самым молодым депутатом Томской облдумы, призвал собравшихся не ограничиваться «послевыборными» протестами, а бороться за свои права каждый день.
В Пензе в субботу прошел санк­ционированный митинг в защиту честных выборов, организованный обкомом КПРФ. Выступившие представители КПРФ, «Яблока», «Левого фронта», партии «Воля», а также потребовали пересмотра результатов выборов в Госдуму и установления общественного контроля над ходом голосования на предстоящих 4 марта президентских выборах.
В Краснодаре 24 декабря состоялся массовый митинг «За честные и справедливые выборы», организованный городским отделением КПРФ. На акции выступили депутат Госдумы, член президиума ЦК КПРФ Николай Харитонов, председатель Союза Советских офицеров Кубани, генерал-майор Топчий, руководитель фракции КПРФ заксобрания края Николай Осадчий, а также представители «Яблока» и «Справедливой России», жители Анапы, Темрюка, Брюховецкого района. «Общество стало другим, мы стали гражданами, ощутили свое достоинство, и не позволим больше издеваться над нами. Если власть этого не хочет понять, то мы должны ее заставить или сменить», – основная мысль большинства выступавших.
К слову, видеозапись митинга, выложенная в интернете, свидетельствует: главные его флаги – красные, но при этом слово предоставляли всем, кто говорил на тему и по делу, независимо от партийной принадлежности. Вообще и то и другое (то есть коммунисты в качестве основных организаторов и демократичность проведения) характерно для многих «провинциальных» акций. И это тоже отличает их от мос­ковских.
Но вернемся к самой масштабной по численности акции прошедших выходных, которая состоялась 24декабря в Москве на проспекте Сахарова. Акция оказалось еще более «разноцветной» и разнообразной по политическому составу присутствовавших. Да и красных флагов на ней было ничуть не меньше, нежели две недели назад. И это несмотря на весьма серьезные сомнения и даже категоричные призывы к коммунистам – не ходить на митинг, трибуну которого захватили так называемые «либералы», личности, прославившиеся участием в разрушительных «реформах» 90-х.
Кратко поделюсь собственными наблюдениями. На митинге на Болотной площади кроме удивления (ну, надо же, как нас, несогласных с властью, оказывается, много), чувствовалось и ожидание неких действий – немедленных и радикальных. Путь даже подавляющее большинство собравшихся и не могли сформулировать, что это за действия, а уж тем более, не были к ним готовы.
На проспекте Сахарова ничего подобного уже не ощущалось: протест и недовольство тонули в настроении чуть ли не праздничного карнавала. Пожалуй, это пока главное, чего удалось добиться «вип-оппозиционерам». Таких сходок, даже многотысячных, действующая власть может не опасаться. «Никаких революций, никаких действий! Слушайте нас, приходите в следующий раз, когда мы скажем – и достаточно!», фактически прямым текстом призывали ораторы (например, Навальный).
Характерно, что на митинге было дано слово экс-министру финансов Алексею Кудрину, про крепкую дружбу с которым, несмотря на его вынужденную отставку и неизбежную востребованность на руководящих постах, совсем недавно говорил сам Владимир Путин.
Вести народные массы Немцов, Касьянов, Навальный и со товарищи явно никуда (в том числе и на «оранжевую революцию») не намерены. Да и не пойдут за ними массы – даже те, что собрались на Болотке и на Сахарова. В отличие от митинга 10декабря, на проспекте Сахарова слышно выступающих было очень хорошо. Только вот, по моим наблюдениям, практически никто и никого не слушал.
Достаточно было назвать имя выступавшего или организацию, которую он представляет, как площадь начинала свистеть, шуметь, улюлюкать, кричать: «Долой!». Досталось буквально всем: и упомянутым Кудрину, Касьянову и Немцову, и Ксении Собчак, призывавшей «не менять власть, а влиять на нее», и Алек­сею Навальному, которого кто-то из ближайших соратников попытался представить «народным президентом». Депутату Госдумы от «Справедливой России» Илье Пономарёву кричали «сдай мандант!».
У этой «московской улицы» сейчас просто нет общепризнанного лидера, за которым она готова идти. Ни конкретного человека, ни политической силы. Нет и общей позитивной программы, имеется лишь общее понимание, что «так жить нель­зя» и конкретные требования: отменить нечестные выборы, наказать фальсификаторов, демократизировать законодательство, прекратить полицейское насилие. На сей раз активно звучал и призыв: «Выборы без Путина». Однако если «без Путина», но с «с Кудриным и Прохоровым», то какая разница?
Так что же делать, условно говоря, «на проспекте Сахарова» коммунистам? Прежде всего заявить своим присутствием, что на данном этапе коммунистам необходимы пусть и буржуазные, но демократические свободы вместо тоталитарного беззакония и произвола.
К тому же именно левые и коммунисты оказались «на проспекте Сахарова» наиболее организованной силой, имеющей, в отличие от большинства, свою идеологию да и позитивную программу. А в решительные моменты такая сознательная организованность важнее просто количества собравшихся. В лозунговой форме эта позитивная программа на митинге широко присутствовала, скажем, на таких транспарантах: «Вся власть советам!», «Заводы рабочим!».
Ну и последнее, хотя, по существу, самое важное. На «проспекте Сахарова» сегодня собирается множество людей, очень разных, там идет живая политическая борьба – и там множество тех, за чьи умы и души стоит побороться коммунистам, если это левая, ленинская, боевая партия. Хотя бы за тех ребят, что пришли с транспарантом: «Мы не гастеры – мы рабочие!». Потому что ни националистам, ни капиталистам они объективно не нужны!
24 декабря в Москве состоялся еще один митинг, на Воробьевых горах. Его организатором был Сергей Кургинян, главным лозунгом: «Мы против всех жуликов и воров», а основной целью – «противодействие оранжевой угрозе». В этой акции также приняли участие представители КПРФ. Однако масштабы митингов оказались не соизмеримы. Несмотря на то, что «оранжевая угроза» множеством людей воспринимается как вполне реальная, по самым оптимистическим данным, акция на Воробьевых горах собрала около 3 тысяч человек (Знакомый, принимавший в ней участие, насчитал около тысячи). Почему же граждане, даже всерьез обеспокоенные реваншем «Немцова и К», не пришли массово к Кургиняну?
По-моему, потому, что большинство таких обеспокоенных пришли как раз на проспект Сахарова. Ибо там, повторюсь, шла настоящая политическая борьба: и за улицу, и за людей. К тому же если на многотысячные протесты людей вывело вполне конкретное недовольство нагло сфальсифицированными выборами, то лозунг «против всех жуликов и воров» размыт и неконкретен. Но ели Кургинян и его сторонники признают нечестность выборов, то понимают ли, что власть сама дала повод к собственной делигитимизации? А значит, и к столь тревожащим их «оранжевым переворотам».
Екатерина ПОЛЬГУЕВА.

Газета «Советская Россия»

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

 

Оставьте отзыв

Вы должны войти для отправки комментария.
Айтакова К.А.
YouTube
ВК
ВК
Июль 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031