В своей статье «Россия: национальный вопрос» Владимир Путин, в частности, отметил, что следует повысить роль в образовании таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история. «В некоторых ведущих американских университетах в 20-е годы прошлого века сложилось движение за изучение западного культурного канона. Каждый уважающий себя студент должен был прочитать 100 книг по специально сформированному списку. В некоторых университетах США эта традиция сохранилась и сегодня. Наша нация всегда была читающей нацией. Давайте проведем опрос наших культурных авторитетов и сформируем список 100 книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы. Не вызубрить в школе, а именно самостоятельно прочитать. И давайте сделаем выпускным экзаменом сочинение на темы прочитанного. Или по крайней мере дадим молодым людям возможность проявить свои знания и свое мировоззрение на олимпиадах и конкурсах», — говорится в статье.
Отметим, что в последние годы тенденция была скорее обратная: роль русского языка и русской литературы в школе падала, а сочинение уходило из экзаменационной практики: по-видимому, умение внятно, связно и грамотно изъясняться кому-то показалось лишним для выпускника и абитуриента.
Опрошенные Regions.Ru священнослужители в большинстве своем поддержали идею составить «культурный канон» (см. «100 книг для школьника: мнения священнослужителей»). Кроме русской классики, туда должны войти лучшие произведения зарубежных авторов, представителей национальной литературы, а также духовно-религиозная литература, такая как Библия и Коран.
Как вы относитесь к предложению Владимира Путина сформировать «культурный канон» из 100 обязательных к прочтению книг? Реалистично ли оно? Какие книги, на ваш взгляд, туда непременно должны войти? С такими вопросами корреспонденты REGIONS.RU/»Новости Федерации» обратились к представителям верхней и нижней палат российского парламента.
Весьма скептически относится к идее Владимира Путина сформировать список из 100 обязательных к прочтению в школе книг заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья, член фракции КПРФ Олег Куликов.
«Возникает вопрос, кого можно назвать сегодня в России культурными авторитетами, достойными составить такой список», — заявил депутат. По его словам, «ответ на это очень сложно найти в стране, где культура находится в критичном состоянии – разрушена советская культура, мало что осталось от русской». «Образцы же западной современной культуры, на мой взгляд, просто разрушительны для нашего общества», — указал Куликов.
Со своей стороны депутат убежден, что «необходимо вернуться к основам советского образования, где программа литературного чтения был ориентирована на формирование гармоничной личности, на развитие у молодого поколения патриотических чувств». Он напомнил, что эта программа включала «не менее ста произведений классиков русской и советской литературы». «А начиналось все со «Слова о полку Игореве», русских сказок и легенд, которые хорошо накладывались на курс отечественной истории. Мы понимали, откуда мы идем корнями, как отражалась российская история в русской литературе», — отметил Куликов. Он также обратил внимание на глубокое изучение в советских школах таких произведений как «Хождение по мукам», «Тихий Дон», «Как закалялась сталь», «Молодая гвардия», которые «не только напоминали нам о величайших вехах нашей истории, но и многому учили, помогали формировать жизненные идеалы», — указал парламентарий. «Сегодня же школьникам навязывают «Архипелаг ГУЛАГ» при резком сокращении изучения советских авторов. Давайте тогда вернем в программу Твардовского, Симонова, Шолохова», — призвал депутат, подчеркнув, что «недопустимо навязывать молодым неподготовленным людям определенную точку зрения».
Коснувшись современной литературы, политик признался, что «не находит в ней образцов для изучения подрастающим поколением». «Все это сплошь поверхностные и ангажированные и вещи, рассчитанные исключительно на коммерческий успех», — констатировал Олег Куликов.
© 1999-2009 «REGIONS.RU/Новости Федерации».
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.